+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (Киселева А.Р.; 24 сентября 2020 г.)
Публикация: Моргунов Н.С., Моргунова-Рудницкая Н.Д. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1962. Стр. 438.
Имя знаменитого русского живописца Виктора Васнецова неразрывно связано с волшебным миром русских сказок и былин. Его картины — это окна в чарующий мир, где герои сражаются со злом, а природа становится не просто фоном, но активным участником событий. Представляемая работа «Яблоня» (1903) — на первый взгляд простой пейзажный этюд, при внимательном рассмотрении открывает перед нами глубину васнецовского символизма и, возможно, скрывает за собой замысел новой, нерассказанной сказки.
Центральный образ — молодая яблоня, усыпанная плодами, — словно застыла в ожидании. Её ветви тянутся к свету, пробивающемуся сквозь плотный заслон темных елей. Этот мотив — яблоня на фоне хвойного леса — встречается и в других знаковых произведениях Васнецова, например, в «Иване-царевиче на Сером Волке». Там цветущая яблоня символизирует надежду на счастливый исход и светлое будущее, ведь именно с похищения её волшебных плодов Жар-птицей начинаются приключения царевича.
Возможно, и в этом этюде яблоня не просто дерево, а хранительница тайны, начало некой сказочной истории. Может быть, её плоды обладают волшебной силой, а в густой тени елей прячется нечистая сила, готовая похитить их? Или же под сенью яблони встретятся влюбленные, и волшебные плоды станут символом благословения сказочной природы?
Фрагмент розового дома с красной крышей, выглядывающий из-за елей, придает работе особый шарм. Вероятно, перед нами уголок сада усадьбы Васнецова в Ваньково, которую художник любовно называл Новым Рябовым. Здесь, в окружении природы, он черпал вдохновение для своих сказочных полотен. Воспоминания племянника художника, Всеволода Васнецова, рисуют картину уютного дома, окруженного яблоневым садом и плотной стеной елей. Именно этот пейзаж, возможно, и запечатлен на этюде, что делает его не просто изображением природы, а отражением творческой атмосферы, в которой рождались шедевры Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов
1848, Лопьял, Вятская губерния — 1926, Москва
Русский художник-живописец и архитектор, автор историко-эпических картин и произведений на фольклорные темы. Монументалист, портретист, график-станковист, занимался литографией и гелиогравюрой. Работал в области книжной иллюстрации, декоративно-прикладного искусства, театральной декорации, выполнил ряд архитектурных проектов, работал в скульптуре. Профессор Императорской Академии художеств, действительный член петербургской Академии, почетный член Реймской Академии художеств.
Учился в Вятке в духовной семинарии, в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского в 1867 году, затем с 1868 по 1875 год в Императорской Академии художеств у П.В. Басина и В.П. Верещагина. За время обучения получил две малые серебряные медали (1869), большую серебряную (1879). По окончании Академии с 1876 по 1877 года жил во Франции. Экспонировать свои работы начал с 1869 года. Экспонент (с 1874) и член объединения «Товарищество передвижных выставок» (с 1878), почётный член Московского общества любителей художеств (с 1903), член Союза
русских художников с (1918), почётный член Общества им. А.И. Куинджи (1920). В 1877 году вернулся в Петербург.
В марте 1878 года переселился с семьёй в Москву. Осенью того же года познакомился с семьёй Мамонтовых и стал активным участником Абрамцевского кружка художников. Выполнил совместно с В.Д. Поленовым проект церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево и в 1881-1882 годах принимал активное участие в оформлении храма. В 1885-1895 годах работал в Киеве над росписью Владимирского собора. Оформлял спектакли для Частной оперы Мамонтова. Автор проекта фасада для Государственной Третьяковской галереи и майоликового фриза для здания галереи. В 1893-1894 годах по собственному проекту
построил дом с мастерской в Москве, где ныне располагается музей художника. Участник многочисленных российских и зарубежных выставок, в том числе Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Прижизненные персональные выставки художника состоялись Санкт-Петербурге и Москве.
Произведения художника хранятся в крупных российских музеях и музеях ближнего зарубежья.