+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
Громкая беседа про женщин в национальных нарядах для русской живописи началась за сотню лет до рождения Филиппа Малявина. У Венецианова девушка в национальном наряде напоминает греческую богиню, гордая и прекрасная, у Тропинина она полна изящного очарования. Передвижники «снимали с ними кино», делая их персонажами исторической драмы или мифологической мистерии.
А Филипп Малявин, с именем не менее живописным, чем его холсты, позволил девушке в национальном наряде задать джазу. Не быть ни робкой, ни аппетитной, ни богиней, ни вообще социально приемлемой. Но завораживающей не меньше, чем девочки Дега.
Малявин — как оказалось в итоге — художник преимущественно одной темы, и найдя эту тему он произвел вихрь и попал в вихрь. Когда Стасов отрицательно высказался о художнике, возмущенный Дягилев писал Васнецову: “Малявин — плоть от плоти Репина, его дитя, его непосредственное и логическое развитие — признается Стасовым, так сказать, его же дедушкой, за ярого уродливого декадента! Где же тут логика? Ослепление борьбы не дает людям силы видеть вещи, как они есть на самом деле.”
Ещё один замечательный холст кисти Малявина — смущающий, вгоняющий в краску — принадлежит к позднему периоду творчества великого живописца. Уже по положению тела героини картины мы замечаем, что девица необычайно энергична, жива, раскованна. Она напоминает знахарку, солоху из гоголевских миров, у которой своя повестка в этом селе, в котором соседи её сторонятся из-за непосредственности. Она сидит на горе, словно крупная птица или кошка, скрестив руки над головой, подобно тому, как скрещивали древние люди, изображая оленей и лосей. Вряд ли она подаёт кому-то знак, скорее это напоминает некий первобытный театрализованный ритуал, на какие способны фольклорные ведьмы.
Филипп Андреевич Малявин
1869, село Казанки Самарской губернии – 1940, Ницца
Живописец, график, пейзажист.
Учился в иконописной мастерской Афонского монастыря в Греции (1885-1891). В 1892 году поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у Павла Чистякова, Василия Верещагина, Карла Венига. С 1894 по 1899 учился в ВХУ при Академии художеств в мастерской Ильи Репина. В 1899 году создал конкурсную (выпускную) работу «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и Василия Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Через год картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность, и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.
Посетил Париж в 1900 и 1906.
Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, «Мира искусства», Берлинского Сецессиона (1903-1904), с 1903 – член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1906 выставлялся на Осеннем салоне в Париже. В этом же году удостоен звания академика.
До 1900 жил в Москве, в 1900-1917 – в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918-1920 – в Рязани, где был одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских. В 1922 уехал из России во Францию. Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце.
Художник продолжал писать русских крестьянок, много работал как портретист. За годы почти не претерпела изменений палитра Малявина, необычайная насыщенность и декоративность цвета, благодаря которым его произведения легко узнаваемы.
Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 – в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 – в Праге и Белграде, 1934 – в Ницце и Стокгольме, в 1935 – в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. В 2013 году в Санкт-Петербурге в залах ГРМ состоялась большая ретроспективная выставка Филиппа Малявина.
Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им.Пушкина в Москве, Государственном Русском Музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном, доэмиграционного периода), Люксембургского музея в Париже, а также в других музейных и частных собраний. Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина – парижского художника Леонардо Бенатова.