Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 39
МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869-1940)
1930-е годы
Сидящая крестьянка
Холст, масло. 54,5 × 65,5
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 11 июля 2023
онлайн-торги
Описание

Громкая беседа про женщин в национальных нарядах для русской живописи началась за сотню лет до рождения Филиппа Малявина. У Венецианова девушка в национальном наряде напоминает греческую богиню, гордая и прекрасная, у Тропинина она полна изящного очарования. Передвижники «снимали с ними кино», делая их персонажами исторической драмы или мифологической мистерии. 

А Филипп Малявин, с именем не менее живописным, чем его холсты, позволил девушке в национальном наряде задать джазу. Не быть ни робкой, ни аппетитной, ни богиней, ни вообще социально приемлемой. Но завораживающей не меньше, чем девочки Дега.

Малявин — как оказалось в итоге — художник преимущественно одной темы, и найдя эту тему он произвел вихрь и попал в вихрь. Когда Стасов отрицательно высказался о художнике, возмущенный Дягилев писал Васнецову: “Малявин — плоть от плоти Репина, его дитя, его непосредственное и логическое развитие — признается Стасовым, так сказать, его же дедушкой, за ярого уродливого декадента! Где же тут логика? Ослепление борьбы не дает людям силы видеть ве­щи, как они есть на самом деле.”

Ещё один замечательный холст кисти Малявина — смущающий, вгоняющий в краску — принадлежит к позднему периоду творчества великого живописца. Уже по положению тела героини картины мы замечаем, что девица необычайно энергична, жива, раскованна. Она напоминает знахарку, солоху из гоголевских миров, у которой своя повестка в этом селе, в котором соседи её сторонятся из-за непосредственности. Она сидит на горе, словно крупная птица или кошка, скрестив руки над головой, подобно тому, как скрещивали древние люди, изображая оленей и лосей. Вряд ли она подаёт кому-то знак, скорее это напоминает некий первобытный театрализованный ритуал, на какие способны фольклорные ведьмы.

биография

Филипп Андреевич Малявин 

1869, село Казанки Самарской губернии – 1940, Ницца

Живописец, график, пейзажист. 

Учился в иконописной мастерской Афонского монастыря в Греции (1885-1891). В 1892 году поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у Павла Чистякова, Василия Верещагина, Карла Венига. С 1894 по 1899 учился в ВХУ при Академии художеств в мастерской Ильи Репина. В 1899 году создал конкурсную (выпускную) работу «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и Василия Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Через год картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность, и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок. 

Посетил Париж в 1900 и 1906. 

Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, «Мира искусства», Берлинского Сецессиона (1903-1904), с 1903 – член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1906 выставлялся на Осеннем салоне в Париже. В этом же году удостоен звания академика. 

До 1900 жил в Москве, в 1900-1917 – в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918-1920 – в Рязани, где был одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских. В 1922 уехал из России во Францию. Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце. 

Художник продолжал писать русских крестьянок, много работал как портретист. За годы почти не претерпела изменений  палитра Малявина, необычайная насыщенность и декоративность цвета, благодаря которым его произведения легко узнаваемы. 

Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 – в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 – в Праге и Белграде, 1934 – в Ницце и Стокгольме, в 1935 – в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. В 2013 году в Санкт-Петербурге в залах ГРМ состоялась большая ретроспективная выставка Филиппа Малявина. 

Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им.Пушкина в Москве, Государственном Русском Музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном, доэмиграционного периода), Люксембургского музея в Париже, а также в других музейных и частных собраний. Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина – парижского художника Леонардо Бенатова.