Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 40
КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович (1876–1956)
1947
Натюрморт. Подсолнухи и рябина
Холст, масло. 80,2×101,8
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 16 сентября 2022
ПУБЛИКАЦИИ:
Фролова К.В.Кончаловский. Художественное наследие / К.В.Фролова, А.Д.Чегодаев
онлайн-торги
Описание

В 1947 году — время создания нашего натюрморта — Кончаловский всё ещё в мощном творческом полёте: в 1946-м написан «Полотёр», холст, достойный «Мальчика с трубкой» Пикассо, сокровище собрания Третьяковской галереи. За время долгого творческого пути его стиль трансформировался, но авангардист-Кончаловский всегда оставался творцом красочных и осязаемых миров, не в пример эфемерным мирам голуборозовцев.

В 1907-м художник получил диплом Академии Художеств. А в 1910-х годах он с коллегами организовал группу «Бубновый валет». Молодые художники демонстративно пренебрегали реалистической школой, увлекалась фовизмом, кубизмом, постимпрессионизмом. «Натюрморт» на предстоящих торгах ярко и полноценно иллюстрирует важнейший принцип объединившихся в «Бубновом валете» художников — утверждение предмета и предметности, контрастирующих с пространственностью,
и создание полновесного, осязаемого и стойкого визуального образа. Реализовать этот принцип в полной мере удавалось именно в живописи предметов — натюрмортах, которые стали главным жанром искусства «бубновых валетов» и всегда выдвигались ими на первый план.

Сам Кончаловский писал много натюрмортов. И хотя он не особенно любил этот жанр, а всё-таки считал необходимым писать натюрморты, видя в них нечто вроде тренировки — этюдов, гамм и арпеджио.

биография

Пётр Петрович Кончаловский

1876, Славянск – 1956, Москва

Представитель прославленной творческой династии, в которой много известных литераторов, художников, кинематографистов. Даже тестем у Петра Кончаловского был Василий Суриков.

Петр Кончаловский учился в рисовальной школе в Харькове. Посещал вечерние классы Строгановского училища в Москве в 1888. 

Обучался в Академии Родольфо Жюлиана в Париже в 1897–1898, затем – в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1898–1907. 

Посетил Италию, Францию (1904); совместно с Василием Суриковым – Англию, Испанию, Италию (1904–1914); Италию и Францию (1924). Неоднократно бывал в Крыму, на Кавказе, Севере России, Новгороде и Пскове. 

Один из основателей объединений «Бубновый валет» (1910–1917) и «Бытие» (1926–1927). Участник выставок объединений «Салон независимых» в Париже (1908), «Союз молодежи» (1911), «Золотое руно» (1911), «Мир искусства» (1911–1922), Ассоциации художников Революционной России (1928). 

В 1914 году воевал на фронтах Первой мировой войны и был ранен. 

После революции художник не стал эмигрировать, он занялся преподаванием и административной деятельностью, а в живописи перешел на принципы реализма.

Преподавал в Государственных Свободных художественных мастерских (СГХМ, 1918–1921), преобразованных в дальнейшем в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), позднее – Высший художественно-технический институт (Вхутеин, 1926–1929). 

Лауреат Государственной премии СССР (1943). Народный художник РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1946).

За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.

Был страстным охотником, содержал охотничьих собак — пойнтеров, борзых.

Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее состоялась в 1922 году, пятнадцатая — последняя прижизненная — в 1951 году; шестнадцатая персональная выставка в Москве и семнадцатая персональная выставка в Ленинграде состоялись после его смерти в 1956 году

Работы Петра Кончаловского находятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев русского искусства: ГТГ, ГРМ, Саратовского государственного художественного музея им. Александра Радищева.