+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Картина Виктора Батурина «Крым. Морской берег» была написана, вероятно, недалеко от Ливадийского дворца в Алупке и представляет собой лирический пейзаж, пронизанный светом и воздухом. Художник, будучи учеником таких великих мастеров, как Василий Поленов и Владимир Маковский, виртуозно использует пленэрную технику, передавая атмосферу крымского побережья.
Композиционно картина построена на диагонали, ведущей взгляд зрителя от каменистого склона на переднем плане к изгибающейся береговой линии и бескрайнему морскому простору. Эта диагональ создает ощущение движения, приглашая нас прогуляться по тропинке, обрамленной цветущими кустарниками и стройными кипарисами.
Колорит картины богат и разнообразен. Батурин мастерски использует тончайшие градации зеленых, охристых, сиреневых, розовых и синих оттенков, создавая гармоничное и естественное сочетание цветов. Зелень склона переходит в розовато-лиловые тона цветущих растений, которые контрастируют с темно-зеленой хвоей кипарисов. Насыщенный синий цвет моря плавно переходит в более светлые оттенки у берега, где видны легкие волны, набегающие на галечный пляж. Небо написано в нежно-голубых тонах, создавая ощущение ясного солнечного дня.
Особого внимания заслуживает работа художника со светом. Батурин умело передает игру светотени, создавая объем и глубину пространства. Солнечный свет, проникающий сквозь листву деревьев, создает яркие блики на листьях и камнях, а легкая дымка на горизонте придает пейзажу воздушность и перспективу. Маленький белый парусник на горизонте не только оживляет композицию, но и подчеркивает бескрайность морского пространства.
Техника письма Батурина отличается легкостью и свободой мазка. Он использует как импасто, так и более тонкие лессировки, что позволяет ему передать разнообразие текстур: шероховатость камней, мягкость листвы, прозрачность воздуха.
«Крым. Морской берег» — лирическое воспоминание о прекрасном уголке природы, полное света, воздуха и гармонии. Картина, несомненно, является ярким примером русской пейзажной живописи рубежа XIX-XX веков и представляет художественную и историческую ценность. Она станет достойным украшением любой коллекции.
Батурин Виктор Павлович
1863, Тульская губ. — 1938, Куйбышев
Русский и советский художник. Живописец и график. Театральный художник. Преподаватель
Обучение проходил в реальном классе г. Орла; преподаватель – П. Некрасов. Затем продолжил образование в МУЖВЗ; педагогический коллектив – И. Прянишников, В. Поленов, В. Маковский; выпуск 1888 года. После окончания учебного заведения переезжает в Полтаву, где работает под кураторством Г. Мясоедова.
Состоял в различных художественных объединениях (МОЛХ, ТПХВ) и др. В конце 1890-х отправляется в Москву, где на протяжении 15 лет служит художником-декоратором в Большом театре. Творческая биография В. Батурина включает в себя и должность рисовальщика на ткацкой фабрике А. Полякова, и роспись церквей и частных имений. Пробовал себя и на педагогическом поприще – давал частные уроки рисования в гимназических классах. Предпринимает пленэрные поездки по Украине, Кавказу, Балтии. Впечатления от поездок фиксирует на холстах и рисунках. С 1919 по 1930 – руководитель художественной студии в г. Павлодаре.
Основная тема в живописи – лирические пейзажи, натюрмортные композиции, жанровые сцены. Придерживался стиля классического академизма.
Работы В.П. Батурина имеют фонды ГТГ, Художественного музея Самары и других краевых музеев России. Часть работ находится в частных коллекциях.