+7 926 220-16-83
Сертификат подлинности с подтверждением дочери художника, Ольги Неизвестной.
Авторский вариант скульптуры 1996 г. из коллекции Первого президента России, которая украшает колоннаду ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Впервые сюжет прохождения сквозь стену появился у Эрнста Неизвестного в 1980-е годы, когда он, изучая древнеегипетские скульптуры, впервые задумался над разрешением внешних противоречий: скованность и каноничность с одной стороны и яркость, жизненность духовного содержания, с другой. С этими мыслями он работал над серией иллюстраций к юбилейному изданию Самюэля Беккета, которое так и не вышло в свет, а затем над серией графических работ, которая так и называлась «Человек, проходящий сквозь стену».
В работе «Проходящий сквозь стену» можно увидеть два сюжета: политический и личностный. Второй сюжет обозначает характер и волю: человек справляется с внутренними противоречиями и движется в новое пространство, производя своими действиями общественные преобразования. Фигура человека мощная, экспрессивная; каждый шаг анатомичен, показан отдельными мускулами, конкретными движениями, эмоциями. Художник наделил фигуру сильными руками, ногами, торсом. Вероятно, для общественных преобразований человеку необходима, прежде всего, внутренняя сила и воля.
Эрнста Неизвестного, как художника и как философа интересует, в первую очередь, внутренняя сила человека, его потенциальные скрытые возможности. Жизненные трудности, внешние препятствия, то, что помогает увидеть внутреннюю суть человека. Преодоление очерченных границ, выход за их пределы — это то, что делает человека Человеком. Как и античные гиганты, персонажи Эрнста Неизвестного — это в первую очередь гиганты духа, противостоящие злобным титанам и чудовищам. Здесь мы видим почти ренессансный пафос, перенесённый, в том числе, и на уровень политических реалий многолетнего противостояния художника всем ужасам советской системы. Однако стена, которую преодолевает человек, фундаментальна по своей сути и символизирует для художника весь материальный мир.
Эрнст Иосифович Неизвестный
1925, Свердловск — 2016, штат Нью-Йорк
Скульптор, график, иллюстратор, живописец. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), орденом Почёта (2000). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1995). Иностранный член Шведской королевской академии свободных искусств (1986), член Нью-Йоркской (1986) и Европейской (1989) академий наук и искусств, почётный зарубежный член Российской академии художеств (1995). Советник по культуре президента Российский Федерации Б. Ельцина (1996).
Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске. Отец Эрнста – Иосиф Неизвестный (1898–1979) – детский врач; мать – Белла Дижур (1903–2006) – химик-биолог, поэт, писатель, автор научно-популярных книг для детей. В детстве посещал изостудию при Дворце пионеров под руководством художника Бориса Рябова. В 1942 году Свердловским комитетом по делам искусств был командирован в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, которая находилась в эвакуации в Самарканде. Не окончив первого учебного года, тяжело заболел тифом; по выходе из больницы ушёл добровольцем на фронт. В годы Великой Отечественной войны окончил офицерскую школу в Кушке. С 1944 года служил на 2-м Украинском фронте. В конце войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен, ошибочно признан погибшим. За проявленный героизм награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
В 1946–1947 годах обучался в Академии художеств в Риге. В 1947 году продолжил обучение в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, который окончил в 1954 году, получив специальность скульптора. Параллельно посещал лекции на философском факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Работа пятого курса — «Строитель Кремля Федор Конь» — была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. В 1950-е годы Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война — это…», «Роботы и полуроботы», создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия». Участвовал в молодежных, республиканских и всесоюзных выставках в Москве. В 1955-м вступил в Союз художников СССР и до эмиграции был членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни», символизирующим творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни. В 1959 года победил на Всесоюзном конкурсе на создание монумента Победы, однако проект не был реализован. В 1962 году Неизвестный участвовал в знаменитой выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников, разгромленной Никитой Хрущевым.
С 1965 года выставляется на Западе. В 1976 году, по словам мастера, «из-за эстетических разногласий с режимом» эмигрировал в Европу. С конца 1976 года работал в Нью-Йорке. В США он в качестве приглашенного профессора преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах, где читал лекции по искусству и философии. Художник смог реализовать свой потенциал, был принят мировыми политиками и Папой Римским Иоанном Павлом II. Были с успехом организованы его персональные выставки в Германии, Франции, Италии, Швеции, США.
С 1989 года Эрнст Неизвестный получает возможность вернуться в Россию. В 1990-х годах он реализовал ряд монументальных проектов в Европе и странах постсоветского пространства. Первая персональная выставка художника в России прошла в 1996 году в галерее «Дом Нащокина», после чего последовали выставки в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. По эскизам Неизвестного выполнены: главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ — статуэтка Орфея; приз российской независимой премии «Триумф». В декабре 1997-го монумент Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» был передан в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве.
Последние 30 лет жизни художник провёл в своём доме-мастерской на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк), где создал парк бронзовых скульптур.
Произведения скульптора представлены в ведущих музея мира и России: Музей современного искусства (Нью-Йорк; Стокгольм; Белград), Центр исполнительских искусств им. Дж. Ф. Кеннеди (Вашингтон), Музей искусств Бёркли (штат Калифорния), Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, а также в крупнейших частных собраниях. В Швеции в Uttersberg при жизни художника был создан его персональный музей, а в родном городе в Екатеринбурге открыт Художественный музей Эрнста Неизвестного.