+7 926 220-16-83
Данная работа, представляющая сюжет с кентавром, натягивающим тетиву, написана Эрнстом Неизвестным в 1980-е годы — в наиболее яркий, успешный американский период творчества. Слава Неизвестного в США началась с весны 1983 года, когда он принял приглашение приехать в Орегонский университет, чтобы прочесть на русском языке курс «Синтез в русской культуре». К этому времени у художника уже был сформирован особый метафорический язык, в котором сочетались признаки классицизма, символизма, абстракционизма и экспрессионизма.
Также в 1980-е художник начинает успешно сотрудничать с галереей Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, которая устраивала для него персональные выставки в 1984, 1985, 1988 и 1990 годах. Обложку каталога одной из таких выставок и украсила данная работа. Кентавр – любимая метафора Эрнста Неизвестного. В работах для галереи Магна художник много экспериментировал с цветом, изящно сочетая жёлтые, красные и голубые открытые тона. Особое значение в колорите приобретает белый цвет – он гармонизирует фигуры с пространством, усиливает ощущение движения — кентавр как бы вырывается из плоскости картины и несётся в неистовом потоке на зрителя.
Эрнст Иосифович Неизвестный
1925, Свердловск — 2016, штат Нью-Йорк
Скульптор, график, иллюстратор, живописец. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), орденом Почёта (2000). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1995). Иностранный член Шведской королевской академии свободных искусств (1986), член Нью-Йоркской (1986) и Европейской (1989) академий наук и искусств, почётный зарубежный член Российской академии художеств (1995). Советник по культуре президента Российский Федерации Б. Ельцина (1996).
Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске. Отец Эрнста — Иосиф Неизвестный (1898–1979) — детский врач; мать — Белла Дижур (1903–2006) — химик-биолог, поэт, писатель, автор научно-популярных книг для детей. В детстве посещал изостудию при Дворце пионеров под руководством художника Бориса Рябова. В 1942 году Свердловским комитетом по делам искусств был командирован в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, которая находилась в эвакуации в Самарканде. Не окончив первого учебного года, тяжело заболел тифом; по выходе из больницы ушёл добровольцем на фронт. В годы Великой Отечественной войны окончил офицерскую школу в Кушке. С 1944 года служил на 2-м Украинском фронте. В конце войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен, ошибочно признан погибшим. За проявленный героизм награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
В 1946–1947 годах обучался в Академии художеств в Риге. В 1947 году продолжил обучение в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, который окончил в 1954 году, получив специальность скульптора. Параллельно посещал лекции на философском факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Работа пятого курса — «Строитель Кремля Федор Конь» — была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем. В 1950-е годы Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война — это…», «Роботы и полуроботы», создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия». Участвовал в молодежных, республиканских и всесоюзных выставках в Москве. В 1955-м вступил в Союз художников СССР и до эмиграции был членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР. В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни», символизирующим творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни. В 1959 года победил на Всесоюзном конкурсе на создание монумента Победы, однако проект не был реализован. В 1962 году Неизвестный участвовал в знаменитой выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников, разгромленной Никитой Хрущевым.
С 1965 года выставляется на Западе. В 1976 году, по словам мастера, «из-за эстетических разногласий с режимом» эмигрировал в Европу. С конца 1976 года работал в Нью-Йорке. В США он в качестве приглашенного профессора преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах, где читал лекции по искусству и философии. Художник смог реализовать свой потенциал, был принят мировыми политиками и Папой Римским Иоанном Павлом II. Были с успехом организованы его персональные выставки в Германии, Франции, Италии, Швеции, США.
С 1989 года Эрнст Неизвестный получает возможность вернуться в Россию. В 1990-х годах он реализовал ряд монументальных проектов в Европе и странах постсоветского пространства. Первая персональная выставка художника в России прошла в 1996 году в галерее «Дом Нащокина», после чего последовали выставки в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. По эскизам Неизвестного выполнены: главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ — статуэтка Орфея; приз российской независимой премии «Триумф». В декабре 1997-го монумент Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» был передан в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве.
Последние 30 лет жизни художник провёл в своём доме-мастерской на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк), где создал парк бронзовых скульптур.
Произведения скульптора представлены в ведущих музея мира и России: Музей современного искусства (Нью-Йорк; Стокгольм; Белград), Центр исполнительских искусств им. Дж. Ф. Кеннеди (Вашингтон), Музей искусств Бёркли (штат Калифорния), Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, а также в крупнейших частных собраниях. В Швеции в Uttersberg при жизни художника был создан его персональный музей, а в родном городе в Екатеринбурге открыт Художественный музей Эрнста Неизвестного.