+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Подстаницкий С.А. (7 ноября 2024)
Картина представляет собой портрет российской императрицы Екатерины II (1729-1796), при создании которого за основу был взят иконографический тип Александра Рослина (1718-1793), созданный в 1776 году. Александр Рослинбыл одним из крупнейших портретистов стиля рококо и работал в частности, в Стокгольме, Париже, Варшаве и Санкт-Петербурге. После смерти горячо любимой им жены, Александр Рослин, дабы заполнить душевную пустоту, посетил родную Швецию, где написал свой знаменитый автопортрет, а также короля Густава III, его братьев, большое количество дворян и великого натуралиста Карла фон Линнея. На обратном пути в Париж, Рослин по личному приглашению императрицы Екатерины Великой почтил своим визитом двор в Санкт-Петербурге, написав несколько портретов императрицы и её окружения. Екатерине очень понравились работы Рослина, поэтому она попросила его остаться, посулив большое жалование. Однако Рослин решил вернуться в Париж, где был в числе самых богатых и известных художников.
Выполненные Рослином портреты императрицы положили начало особому иконографическому типу её изображений, то есть образцу, на который ориентировались многие художники. Близкий к представленной работе портрет хранится в Рязанском художественном музее и традиционно приписывается кисти самого А. Рослина. Такой тип официального портрета подчёркивал высокий социальный статус модели, но, в отличие от парадного, имел более скромные размеры.
Императрица изображена с цепью ордена Св. Андрея Первозванного и знаками ордена Св. Георгия 1-й ст. (возложила на себя в 1769).\
Данный портрет имеет несомненное музейное значение и представляет историко-культурный интерес.