+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Подстаницкий С.А. (7 ноября 2024)
Картина является профессионально исполненной копией с «Портрета великого князя Павла Петровича», написанного около 1771 года известным французским живописцем Жаном-Луи Вуалем (1774 – после 1806) (авторские варианты
хранятся в Государственном Русском музее и Государственном музее искусств Узбекистана). Данный иконографический тип пользовался особой популярностью в XVIII столетии.
Произведение принадлежит к такому разделу в художественном искусстве XVIII века как «россика» (это раздел русского искусства, созданный иностранными художниками, приглашенными к русскому двору). XVIII столетие вошло в историю отечественного изобразительного искусства как век портрета. Сначала главенствовал парадный, а затем — камерный портрет. Портрет Великого князя Павла Петровича удивительно соединяет и то, и другое. Это изображение не взрослого человека с чертами юноши, а именно юноши, который обличён глобальными проблемами. С одной стороны портрет задуман как репрезентативный, увековечивающий монарха. Павел в парадной одежде, при атрибутах власти, подчёркнут высочайший социальный статус императора. С другой — тонко переданные автором человеческие качества придают его работе черты камерности. Так гениально соединились: пышное величие и проникновенный психологизм модели — новое слово в искусстве середины XVIII века.
Великий князь Павел Петрович (впоследствии — император Павел I) (1754-1801) изображен с лентой ордена Св. Андрея Первозванного и знаком ордена Св. Анны.
Исследуемый портрет представляет музейный интерес и имеет несомненное историко-культурное значение.