+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Силаев В.С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов; 4 августа 2025 г.
“У Немухина часто доминирует мотив: мотив фигуры Z, ряда, креста и т.п. – он дает движение, экспрессию, вообще строит работу” – пишет об авторе искусствовед Всеволод Некрасов. Динамика пересечений очевидна на представленном холсте и заставляет задуматься о том, что же перед нами за действо.
В своей практике Владимир Немухин искал связи между лирической и геометрической абстракцией, между восприятием картины как предметной формы и пространственной иллюзии. Художник вспоминал, что первые представления об искусстве русского авангарда он получил от Петра Соколова, который в 1910-е годы занимался в мастерской Ильи Машкова и работал ассистентом Казимира Малевича. С Петром Соколовым Немухин познакомился в 1940-е годы в московской изостудии ВЦСПС и под впечатлением от рассказов учителя создал свои первые авангардистские работы, не видя даже репродукций, не то что оригиналов.
Информации было настолько мало, что в среде нонконформистов сложился своего рода миф о первом русском авангарде: все знали, что когда-то Казимир Малевич написал «Черный квадрат», но немногие имели возможность проникнуть в запасник Государственной Третьяковской галереи, где он хранился. Эта недосягаемость оригинала вызывала активную рефлексию и породила целую традицию толкований в неофициальном искусстве «второго авангарда» 1960-80-х годов.
Немухин поступил в МГХУ им. В.И.Сурикова, но скоро был отчислен за несогласие с методами преподавания. Единомышленников он нашел в «лианозовской группе» и участвовал во многих выставочных акциях, включая «бульдозерную выставку» 1974 года.
На рубеже 1950-60-х годов художник экспериментировал в стиле абстрактного экспрессионизма и позже начал активно вводить в свои композиции предметные мотивы, главным из которых стал мотив игральных карт, которые в равной степени могли принадлежать бытовой, сакральной и художественной сферам. Владимир Немухин использует карты в качестве структурных элементов композиций и превращает картину в игровое поле, которое одновременно может представлять собой материальную поверхность стола и пространство «новой реальности», в которой абстрактные геометрические «супремы» взаимодействуют с предметными мотивами.
На рубеже 1990-х годов художник осуществляет критическую ревизию традиций авангарда и, свободно оперируя цветовыми аккордами, найденными в супрематизме, дает им мелодическое разрешение. В работе «Зеленый ломберный с Джокером» Немухин успешно сочетает два излюбленных и известных по другим произведениям мастера мотива — зеленый ломберный стол с разложенными на нем комбинациями карт и образ «Джокера», расположившийся в верхней части полотна. Данная картина 1989 года, являющаяся одним из наиболее ранних примеров использования подобной композиционной схемы, обладает несомненной художественной и коллекционной ценностью, имеет музейное значение.
Владимир Николаевич Немухин
1925, Сетунь, Московская область — 2016, Москва
Русский художник, член «Лианозовской группы», представитель неофициального искусства, один из классиков второй волны русского авангарда. Почётный член Академии художеств РФ (2008).
Один из наиболее ранних представителей неофициального искусства в СССР. Занимался в 1943–1946 годах в изостудии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) у Петра Соколова, почитателя творчества Казимира Малевича.
В 1950–1957 годах — член Московского товарищества художников.
В 1957 поступил в Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (МГХИ), но вскоре был исключен за взгляды, противоречащие социалистическому реализму.
В 1952–1959 годах зарабатывал на жизнь как оформитель и плакатист.
В 1958 был принят в Московский объединенный комитет художников-графиков.
Участник “Бульдозерной выставки”, прошедшей в Беляево в 1974 году. Некоторое время жил и работал в Дюссельдорфе.
C 1965 участвовал в зарубежных выставках (США, Польша, Италия, Франция).
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, MoMA в Нью-Йорке, музее «Другое искусство», Государственном центре современного искусства, музее ART4.RU, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково».