+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Атрощенко О.Д., Гладкова Л.И. 17 февраля 2012); Государственный Русский музей (Климов П.Ю., Шилова Е.В., Нестерова Е.В.; 24.01.2012)
Выставки:
Выставка Императорской Академии Художеств. 1888, залы Императорской Академии Художеств, Санкт-Петербург
Публикации:
Указатель выставки Императорской Академии Художеств в 1888 году. С.-Петербург, типография А. Ф. Маркса. 1888. С. 29. Кат. № 305 (без илл., под назв. «Дача»);
Ростиславов А.А. Андрей Петрович Рябушкин: Жизнь и творчеств. Москва: И. Кнебель, [1913?]. С. 84 (без илл., под назв. «Дача. Вид “Приволья” усадьбы Тюменева». 1888)
Пейзаж Андрея Петровича Рябушкина «Дача в усадьбе Тюменева» 1888 года написан в период обучения живописца в Академии художеств. Картина дышит атмосферой имения «Приволье», принадлежащего близкому другу художника И.Ф. Тюменеву и ставшего для Рябушкина вторым домом и источником вдохновения. Вплоть до 1901 года Рябушкин занимал в имении отдельный домик с мастерской — тот самый «терем», что изображен в представленной работе.
Композиционно «Дача в усадьбе Тюменева» решена просто и гармонично. Перед нами картина погожего летнего дня, окна и двери дома распахнуты навстречу солнцу. На усыпанной цветами лужайке под молодой яблоней играют две нарядные девочки в шляпках (предположительно дети Тюменевых). Детали резного крыльца, балкона, оконных рам прорисованы почти орнаментально. Это придаёт зданию лёгкость, немного сказочный, «теремной» вид. Архитектура дачи, её деревянные кружева отражают типичный для конца XIX века стиль дачного строительства.
В 1880-е годы Рябушкин много работает с пейзажем, экспериментирует с различными техниками. Для его живописной манеры этого периода характерны яркие, мажорные локальные цвета, сочетания зеленоватых и красноватых оттенков, четкость и графичность линий. Картина является важным этапом в становлении художественного стиля Рябушкина, демонстрируя его ранний интерес к декоративности и русской теме, которые впоследствии станут определяющими в его творчестве.
Этот ранний пейзаж Рябушкина интересен и как документальное, и как живописное свидетельство атмосферы, царившей в имении Тюменевых, где музыка, театр и живопись переплетались, создавая уникальную творческую среду, питавшую талант будущего мастера исторической живописи. Этот дух уютного загородного имения удалось запечатлеть Рябушкину в пейзаже «Дача в усадьбе Тюменева». Именно в этом «тереме» родились многие знаменитые произведения художника.
Работа имеет музейное значение.
Андрей Петрович Рябушкин
1861, Тамбовская губерния — 1904, Новгородская губерния
Русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
Отец и старший брат были иконописцами, и в детстве Андрей часто помогал им в работе. В 14 лет Андрей Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увёз юношу в Москву и помог определиться в училище. Не окончив его, Андрей уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Учился, в частности, у Павла Петровича Чистякова. Совершил ряд поездок по древним русским городам. Писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам.
Картины художника А. Рябушкина хранятся в Государственном Русском музее, в Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее.