Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 27
БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович
1860-1880-е гг.
«Парусник. Штиль»
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель
10,4 х 14,5 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Глебова О.С., Пономаренко Е.М.; 18 апреля 2022)

Провенанс: коллекция Н. Федяевской

Алексей Боголюбов — один из самых проникновенных художников-маринистов XIX века. Его акварель «Парусник. Штиль» — это лирический морской пейзаж, выполненный в 1860-1880-е годы. Работа относится к раннему периоду творчества художника, когда он, путешествуя по Италии, впитывал впечатления от средиземноморских пейзажей и оттачивал свое мастерство мариниста.
Световоздушная среда, пронизанная мягким утренним солнцем, напоминает о пейзажах Щедрина, с их характерной атмосферой безмятежности и гармонии. Однако Боголюбов не подражает мастеру, а ищет свой собственный язык.
Подготовительный рисунок, скорее всего, был выполнен легкими карандашными набросками, фиксирующими основные композиционные линии — горизонт, очертания парусника, далекие берега. Сам характер акварельной техники предполагает некоторую импровизацию, поэтому рисунок не мог быть проработан детально. Авторский мазок в изображении парусника и стаффажа отличается точностью и детальностью. Боголюбов, бывший морской офицер, хорошо знал устройство судов, что позволяет ему убедительно передать конструкцию парусника, складки на парусе, позы моряков. В то же время, мазки, изображающие морскую гладь и небо, более свободны и размыты, отчего создается впечатление легкости и прозрачности воздуха.
Пространство в акварели построено с помощью одновременно линейной (удаляющиеся берега) и световоздушной перспективы (более бледные и размытые тона в дали). Объем парусника передан за счет легкой светотени, создающей иллюзию округлых форм.
Композиционное решение работы лаконично и выразительно. Парусник, расположенный слегка справа от центра, является главным фокусом внимания. Диагональное положение паруса вносит в композицию динамику, несмотря на общее состояние штиля. Два маленьких парусника на фоне берегов усиливают впечатление простора и подчеркивают внутренний масштаб морского пейзажа. Колористическое решение акварели выдержано в нежной, приглушенной гамме. Преобладают голубые, серые, охристые тона. Теплый оттенок паруса контрастирует с холодными цветами неба и воды, создавая гармоничное цветовое сочетание. Условность колорита придает пейзажу романтический характер.
Ближайшие аналогии данной работе: акварели «Буксир», (1866), «Пароход» (1860-1870-е) находятся в собрании Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева (СГХМ), основателем которого был сам Алексей Боголюбов.

биография

Алексей Петрович Боголюбов
1824, село Померанье Новгородской губернии — 1896, Париж
Член Совета, академик Императорской Академии художеств, профессор живописи морских видов. Действительный статский советник. Живописец-маринист, мастер рисунка, меценат. Внук писателя и публициста XVIII века Александра Радищева. Преподаватель.

Воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе (1832-1834), затем в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1835-1841). Служил на Балтийском флоте. Художник Главного Морского штаба (с 1853). Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) в 1850-1853 в классах пейзажной живописи у Максима Воробьева и батальной — у Богдана Виллевальде. Пенсионер ИАХ (1854-1860) в Женеве и Париже, посетил Италию, Грецию, Голландию, Турцию. Преподавал в ИАХ в качестве «свободного профессора без жалованья» (1861-1865). В числе его учеников — Павел Джогин и Иван Шишкин. Действительный член ИАХ (с 1893). Член художественных объединений Санкт-Петербурга, Саратова, Парижа. Совершал неоднократные поездки по России и странам Западной Европы. С 1872 жил в Риме и Париже. В парижской мастерской Боголюбова работали Илья Репин, Василий Поленов, Иван Крамской, Виктор Васнецов. Основатель и пожизненный попечитель Радищевского музея в Саратове (ныне Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева). Почетный гражданин Саратова (с 1880).
Был близок к царскому двору, занимался живописью с Великим князем Алексеем Александровичем и будущей императрицей Марией Федоровной.

Коллекция работ Алексея Боголюбова представлена в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева, в Третьяковской галерее, Русском музее и многих частных и публичных коллекциях.