Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 29
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
1895-1901 гг.
«Литература. Девушка у моря»
Бумага, графитный карандаш, акварель
24 х 32 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Глебова О.С.; 15 июня 2012); Силаев В.С. (09 февраля 2022 г.)

Акварель К.С. Петрова-Водкина «Девушка у моря» (или «Девушка, вглядывающаяся в море») — этюд, проникнутый духом раннего символизма и предвосхищающий более поздние философские искания художника. Произведение, скорее всего, является иллюстрацией к одному из ранних литературных опытов автора, вдохновленных творчеством Метерлинка.
Вероятно, эта акварель была создана в период работы художника над пьесой «Звенящий остров» (1900-е годы) в которой ключевым символом является спутница героев-мужчин Венисса. Она воплощает собой мечту, идеал, к которому стремятся искатели Звенящего острова. Как и сам остров, Венисса остаётся недостижимой, она — символ вечного стремления к совершенству, которое никогда не может быть полностью реализовано. Образ девушки написан не чётко, скорее намечен, что характерно для символистской эстетики. Она не является конкретным персонажем, а скорее воплощает некий идеал, мечту, возможно, «дух» в метерлинковском понимании.
Композиционно работа строится на противопоставлении фигуры девушки и морской стихии. Тёмно-синий цвет моря, ключевой в палитре символистов, здесь приобретает особое значение. Он символизирует не только бесконечность и непознаваемость мира, но и подсознательное, иррациональное начало. Море у символистов часто выступает как символ судьбы, рока, неизбежности. Фигура девушки выполнена в тёплых землистых и красновато-коричневых тонах, что создаёт контраст с холодной гаммой морского пейзажа. Эта цветовая оппозиция подчёркивает противостояние человека и стихии, мечты и реальности.
К.С. Петров-Водкин разделял популярную в то время идею вечной женственности. Так, например, Н.А. Бердяев называл вечную женственность «своеобразной качественностью женской природы».
Связь с идеями вечной женственности Бердяева прослеживается в самом образе девушки. Она предстаёт как хранительница тайны, посредница между миром людей и миром космических стихий. Её созерцательность, обращённость внутрь себя, связь с природой — всё это соответствует пониманию женского начала как более близкого к первоистокам бытия.
Акварельная работа Петрова-Водкина «Девушка у моря» — это не только прекрасный художественный образ, но и символ духовного поиска, стремления к идеалу, воплощённому в женственном начале. В этом смысле работа Петрова-Водкина перекликается с философскими идеями своего времени, отражая интерес художника к символизму и его попытки постичь тайны человеческого существования.

биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1878, Хвалынск — 1939, Ленинград
Русский художник, теоретик искусства и писатель.

Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895-1897) и ЦУТР барона Штиглица в Петербурге (1895-1897). В 1897-1905 учился в МУЖВи3, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 — в Пушкине.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) — своего рода
«вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог, преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910-1915) и Академии художеств (1918-1933).

Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева и многих других музейных и частных собраниях.