+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Чайкина Ю.В.; 04 апреля 2019)
Выставки:
Дом И.С. Остроухова в Трубниках (выставочный зал Государственного музея истории российской литературы имени Даля):
«Путешествия коллекционера. В поисках красоты» (2023)
«Илья Остроухов: из жизни коллекционера» (2022)
«Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик» (2020)
Публикация: обложка буклета Межмузейный фестиваль «Остроухов FEST» 11-12 сентября 2022 г.
Провенанс: частное собрание; собрание М.Г. Фрадкина (есть рукописные документы, подтверждающие провенанс и чистоту сделки).
Марк Григорьевич Фрадкин (1914-1990) — советский композитор, автор многих популярных в середине XX столетия песен и музыки к кинофильмам. Народный артист СССР.
Картина «Летний день. Уголок в Абрамцево» была представлена на нескольких музейных выставках. В том числе в 2022 году — в масштабной монографической экспозиции «Илья Остроухов: из жизни коллекционера» в Доме И.С. Остроухова в Трубниках (выставочный зал Государственного музея истории российской литературы имени Даля). Это был очень важный проект, ведь спустя практически сто лет многие работы И.С. Остроухова вновь оказались в его доме, который был центром притяжения всей творческой Москвы на рубеже XIX-XX веков. Выставка пользовалась большим успехом у зрителей, поэтому музей продлевал даты ее работы на два месяца. Значение представленной картины для экспозиции и ее несомненный музейный уровень подчеркивала в том числе Марина Михайловна Краснова, Заведующая научно-экспозиционным отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ГМИРЛИ имени В. И. Даля, которая говорила, что картину «Летний день» можно поставить в один ряд с лучшими живописными работами художника конца XIX – начала XX в. Важно отметить, что практически все творческое наследие И.С. Остроухова хранится в музеях, поэтому картина такого формата и уровня исполнения в частной коллекции представляет настоящую редкость.
Природа так щедро и разносторонне одарила И.С. Остроухова, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее, он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства.
Картина Ильи Семеновича Остроухова «Уголок в Абрамцево», написанная в конце XIX века, — произведение, воплощающее лирическое восприятие природы и отражающее глубокую связь художника с творческой атмосферой абрамцевского круга. Вместо парадного вида усадьбы Остроухов избирает укромный уголок природы, наполненный тихой поэзией и тонким лиризмом.
Игра света и тени, перекличка желтовато-зеленоватых бликов на листве, просветы между ветвями — все это передает непрерывное течение жизни, пульсацию природных сил. Остроухов демонстрирует виртуозное владение цветом и светом. Он мастерски передает фактуру листвы, блеск воды, шероховатость коры. Динамичные, импульсивные мазки сочетаются с точностью и выверенностью деталей. Художник не просто воспроизводит натуру, а интерпретирует ее, наделяя своим видением и эмоциональным опытом.
В этой работе прослеживается влияние импрессионизма, выраженное в стремлении запечатлеть мимолетное впечатление, передать изменчивость световой среды. Однако, сохраняя приверженность к детализации и проработке формы, Остроухов создает не расплывчатый образ, а конкретный, материальный пейзаж, наполненный жизненной силой.
Творчество Остроухова неразрывно связано с абрамцевским кругом. Общение с выдающимися художниками обогатило его творческий опыт, способствовало формированию индивидуального стиля. Уроки Репина отразились в динамизме композиции и экспрессивности мазка, влияние Поленова — в лирическом восприятии природы.
Илья Семёнович Остроухов
1858, Москва — 1929, Москва
Илья Семенович Остроухов — известный коллекционер, художник, один из самых влиятельных деятелей художественной жизни Москвы начала XX века.
Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду Остроуховых. Родители стремились дать сыну прекрасное образование в области ведения бизнеса. Однако в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя А.И. Мамонтова, а затем и с семьей его брата С.И. Мамонтова. В имении Саввы Ивановича в Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов‚ Врубель и Нестеров. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Первым его учителем был художник-передвижник А.А. Киселев, учитель детей Мамонтовых. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Успехами начинающего живописца заинтересовался И.Е. Репин. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Также Остроухов руководствовался рекомендациями Васнецова, Серова, Маковского. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П. Чистякова.
Уже через два года Илья Семенович начал выставлять свои работы на выставках. Две из них «Ранняя весна» и «Золотая осень» были куплены Третьяковым (другом Остроухова) для галереи. Впоследствии художник многократно возвращался в Абрамцево, где много и охотно писал окрестности этой усадьбы, особенно в осеннюю пору.
Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Серпуховском историко-художественном музее и других музейных и частных коллекциях России и зарубежья.