Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 35
КОТАРБИНСКИЙ Вильгельм Александрович
Первая четверть XX в.
«Dolce far niente»
Холст, масло
37,8 х 84,8 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (Игнатова Н.С.; 21 февраля 2018 г.)

Польский художник Вильгельм Александрович Котарбинский более 30 лет прожил в Киеве. В том числе на Андреевском спуске, где жили в то время такие знаменитые мистики своего времени, как М. Булгаков, Н. Бердяев, М. Врубель, поэтому нет ничего удивительного в том, что тематика этих художников слова и кисти очень похожа.
Расцвет творчества Котарбинского приходится на 1880-е годы, когда в России появляются совершенно новые направления: модерн «Мира искусства», а также неоакадемизм конца ХIХ века, соединяющий в себе черты модерна и символизма. Котарбинский — наследник «послебрюлловского поколения», в совершенстве владел художественной формой, пластикой, тайной живописной поверхности, традиции которых восходят к эпохе Возрождения.
Тема молодых прекрасных римлянок в окружении голубей была излюбленной у художника. С древних времен белый голубь наделялся особой символикой. В античную эпоху считалось, что душа покидает тело человека в виде этой птицы.
Картины Вильгельма Котарбинского наполнены загадочными образами, проникнуты мистическим предчувствием, напоминают фантастические видения. В 1890-е годы художник увлекается изображением фантастических сцен и мистических видений, в его картинах появляются ангелы, духи природы, античные боги и герои. Образы, созданные Котарбинским, обладают необыкновенной, глубокой эстетикой, и, без сомнения, достойны внимания мировой аудитории.

биография

Вильгельм Александрович Котарбинский
1848, Лодзинское воеводство — 1921, Киев
Яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и символического жанров.

Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание «Первого Римского рисовальщика». Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль и был признан классным художником 1-й степени.
Долго жил в Риме. С 1880-х гг. жил и работал в Киеве. Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.
Участвовал в работах по украшению Святого Владимира в Киеве, что выдвинуло имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком».
Киевские меценаты Терещенко и Ханенко заказывали ему работы, также они пригласили заняться декором их домов. В 1890-е годы Котарбинский работал над росписью плафона в доме мецената и промышленника Николы Терещенко (теперь это здание — Национальный музей Тараса Шевченко).

Работы Котарбинского желали заполучить для своих собраний московские коллекционеры Козьма Солдатенков и Павел Третьяков, а работу «Римская оргия» приобрел Русский музей Императора Александра III.