+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Геращенко И.В.; Гордеева Е.В.; 09 апреля 2019 г.)
Этюд Станислава Жуковского «Весенняя вода» 1898 года — это тонкое и лиричное изображение ранней весны, передающее хрупкость и незащищенность пробуждающейся природы. Художник мастерски передает атмосферу времени года, когда снег уже сошел, обнажив землю, но зелень еще не успела распуститься.
Композиционно картина построена на контрасте темных, графичных силуэтов деревьев и гладкой, отражающей поверхности талой воды. Вертикали тонких стволов деревьев, словно уходящих в серовато-голубоватую дымку неба, доминируют в пространстве картины. Они отражаются в стоячей воде, создавая иллюзию удвоенного пространства и подчеркивая статичность и безветрие момента. Линия горизонта расположена низко, что визуально расширяет пространство и акцентирует внимание на водной глади, занимающей значительную часть полотна. В глубине картины виднеется небольшой островок нерастаявшего снега, который служит напоминанием об ушедшей зиме и одновременно подчеркивает приход весны.
Стилистически этюд выполнен в характерной для Жуковского импрессионистической манере. Художник не стремится к детальной прорисовке объектов, а скорее передает общее впечатление, атмосферу ранней весны. Цветовая гамма картины сдержана, построена на нюансах серых, коричневых, голубоватых и бежевых тонов. Мазки легкие, пастозные, местами прозрачные, что создает эффект вибрирующего воздуха и мерцающей воды.
Мотив весеннего разлива, как и мотив тонких стволов деревьев, отражающихся в воде, является одним из любимых в творчестве Жуковского. Оголенность деревьев, отсутствие листвы и ярких красок подчеркивают чувство незащищенности и уязвимости природы в этот переходный период от зимы к весне. В то же время, в картине присутствует и надежда, предчувствие грядущего расцвета, которое выражается в легкости и прозрачности колорита, в отражении неба в воде, в самом факте прихода весны.
Впервые образ весенней воды появляется в ранних произведениях С.Ю. Жуковского, когда он испытывал сильное влияние своего учителя И.И. Левитана (1860-1900). Станислав Юлианович глубоко воспринял новое художественное направление, возникшее в русской живописи, не в последнюю очередь, благодаря его великому учителю. Именно Исаак Левитан считается создателем нового течения в национальном искусстве — пейзажа-настроения. Создание лирического пейзажа, тонко передающего отражение чувств через природу, становится основной творческой задачей и для C.Ю. Жуковского.
Станислав Юлианович Жуковский
1873, село Ендриховцы, Российская империя — 1944 года, Прушков, Польша Русский, польский художник, пейзажист, передвижник, испытавший влияние французских импрессионистов. После революции эмигрировал, проживал в Польше, погиб в нацистском концлагере.
Ученик Левитана, и этим определяется его особое место в ряду других мастеров «Союза Русских художников». Традиции учителя сказывались не только в чисто живописной концепции его пейзажей: поисках активно звучащего цветового пятна, глубоких полутонов, валера и света. Ярче всего они проявились в обостренном чутье мотива, рождающего определенное настроение. От Левитана, а может быть, и от других своих учителей — Поленова и Серова — воспринял Жуковский то сильно развитое «картинное» видение, которое позволяло ему всегда сохранять внутреннюю гармонию образа. Счастливой была творческая судьба художника. С самого начала он не знал неудач и горьких разочарований. Редко встретишь такое сочетание первоклассных педагогов и такое талантливое окружение сверстников. И сама художественная атмосфера тогдашней Москвы немало способствовала гармоничному развитию индивидуальности Жуковского.
Вскоре после окончания Московского училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем. В 1903 году он стал постоянным членом Товарищества передвижников. Он много и стремительно работал, писал большие пейзажи прямо с натуры. На вырученные от продажи картин средства в 1906 году Жуковский открыл собственную Студию живописи и рисования в Москве. Она стала популярной, здесь занималось много студентов. Среди ее выпускников были пейзажист Г. Подбельский, график Игнатий Нивинский и поэт, график-плакатист Владимир Маяковский. Студия просуществовала до 1917 года.
Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других музейных и частных собраниях.