+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Чайкина Ю.В.; 10 августа 2020 г.)
Пейзаж «Солнечный день» был написан С.Ю. Жуковским, вероятно, под Москвой, где он по нескольку месяцев работал в 1900 и 1901 годах. Художник выбирал незатейливые уголки, наполняя их поэзией и вдохновением.
В работе «Солнечный день» реалистичность изображения сочетается с импрессионистической непосредственностью восприятия художника и богатой фактурой холста. Видно, как мастер экспериментирует с мазками, создавая иллюзию объема и мерцания снега. Синеватые тени, лежащие на белоснежном покровe, контрастируют с красноватыми оттенками стволов деревьев, освещенных солнцем. Эти цветовые нюансы, тонко подмеченные и виртуозно воплощенные, придают картине особую выразительность.
Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, С.Ю. Жуковский стал во многом приемником левитановской традиции, открывшей миру новое слово в национальном русском искусстве — пейзаж как самостоятельный жанр в живописи, пейзаж-настроение. Левитан доказал, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений. «Формально я никогда не был его учеником. Я никогда не занимался у него в классе. Но я очень многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая его картины. Только в этом смысле меня можно считать учеником Левитана», — говорил Жуковский. Именно от Левитана молодой художник перенял любовь к лирическому пейзажу. Но уже тогда критики отмечали ту свежесть и новизну, которые художнику удалось привнести в свои картины. И если Левитан — «поэт русских просторов», то Жуковский, обретя свою индивидуальность и найдя свою тему, стал поэтом более камерным. От Левитана он унаследовал умение находить «картинное» видение, строить гармоничную композицию, наполненную настроением. В «Солнечном дне» это настроение — тихая радость, созерцательность, восхищение красотой природы. Каждая веточка, каждый сугроб написаны с любовью и вниманием. Влияние Серова проявляется в смелости и свободе мазка, в стремлении передать свежесть и непосредственность впечатления.
Картина «Солнечный день» — виртуозное живописное отражение зимнего дня, захватившее его уникальную атмосферу. Жуковский приглашает зрителя прогуляться по заснеженной тропинке, почувствовать хруст снега под ногами, насладиться игрой света и тени. Эта картина — настоящий подарок для души, источник спокойствия и гармонии.
Станислав Юлианович Жуковский
1873, село Ендриховцы, Российская империя — 1944 года, Прушков, Польша Русский, польский художник, пейзажист, передвижник, испытавший влияние французских импрессионистов. После революции эмигрировал, проживал в Польше, погиб в нацистском концлагере.
Ученик Левитана, и этим определяется его особое место в ряду других мастеров «Союза Русских художников». Традиции учителя сказывались не только в чисто живописной концепции его пейзажей: поисках активно звучащего цветового пятна, глубоких полутонов, валера и света. Ярче всего они проявились в обостренном чутье мотива, рождающего определенное настроение. От Левитана, а может быть, и от других своих учителей — Поленова и Серова — воспринял Жуковский то сильно развитое «картинное» видение, которое позволяло ему всегда сохранять внутреннюю гармонию образа. Счастливой была творческая судьба художника. С самого начала он не знал неудач и горьких разочарований. Редко встретишь такое сочетание первоклассных педагогов и такое талантливое окружение сверстников. И сама художественная атмосфера тогдашней Москвы немало способствовала гармоничному развитию индивидуальности Жуковского.
Вскоре после окончания Московского училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем. В 1903 году он стал постоянным членом Товарищества передвижников. Он много и стремительно работал, писал большие пейзажи прямо с натуры. На вырученные от продажи картин средства в 1906 году Жуковский открыл собственную Студию живописи и рисования в Москве. Она стала популярной, здесь занималось много студентов. Среди ее выпускников были пейзажист Г. Подбельский, график Игнатий Нивинский и поэт, график-плакатист Владимир Маяковский. Студия просуществовала до 1917 года.
Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других музейных и частных собраниях.