Аукционный дом

+7 926 220-16-83

Лот 38
ЕПИФАНОВА Васса Иосифовна (1870–1942)
1915
Русские крестьянки
Холст, масло. 144 × 207
Справа внизу расположены авторская подпись и дата: «В. Епифанова // 1925», нанесенные темной пастой по просо×шему красочному слою
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 23 апреля 2023
онлайн-торги
Описание

Впечатляюще большой и звучный холст “Русские крестьянки” был показан на выставке художников Императорской Академии Художеств Петрограда в Париже в 1921 году. В каталоге выставки картина осталась под номером 17. Тот же номер указан на этикетке, по-прежнему сохранившейся на подрамнике холста. 

Известно, что с 1906 года Васса Епифанова зимние месяцы проводила в Петербурге, а летом жила в Воронеже. Почти все время – с супругом, художником Александром Бучкури. Любимой темой творческой пары была русская деревня и ее жители. Александр Бучкури неоднократно писал жену или включал ее образ в полномасштабные полотна. Годы мирной жизни до революции были самыми счастливыми и продуктивными в жизни пары живописцев.

Масштабная картина «Русские крестьянки» – это мощное по звучанию и самостоятельное по замыслу столетнее жанровое полотно.Оно имеет несомненное коллекционное значение и представляет интерес в том числе для музейных собраний отечественной живописи.

биография

Васса Иосифовна Епифанова 

 1870, Воронеж – 1942, Воронеж

Художница, портретист, иллюстратор, жанровый живописец.

 Родилась в Воронеже в мещанской семье. Окончила Воронежскую рисовальную школу приписанную к купеческому сословию. В 1898 году вместе с будущим мужем художником Александром Бучкури едет в Петербург, посещает мастерскую Марии Тенишевой, где занятия вел Илья Ефимович Репин. В 1899 году поступает в качестве вольнослушателя в Академию художеств в мастерскую Репина. 

Епифанова принимала участие в создании коллективной работы репинской мастерской «Установка модели в академической мастерской», где ее портрет, написанный Кустодиевым, помещен в передней части композиции, слева. Вместе с Константином Вещиловым к 200-летию Петербурга исполняла диораму «Основание Петербурга». В 1903 году Епифанова получила разрешение Совета профессоров Академии на представление эскиза на конкурс. Её эскиз на тему сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» «Пытка Иванушки-дурачка» был удостоен третьей премии.

В 1904 году удостоена звания художника за картину «Минувшее». Принимала активное участие в выставках. Главным для нее становится бытовой жанр и портрет. 

С 1907 года жила в Воронеже. После революции 1917 года работы художницы на выставках не появлялись, хотя, по воспоминаниям современников, стены дома в Воронеже были от пола до потолка увешаны картинами. В августе 1942 года все гражданское население города было изгнано оккупантами пешим ходом на правый берег Дона, стариков и инвалидов расстреливали на месте, среди них погибли воронежские супруги-художники Александр Бучкури и Васса Епифанова.

Много картин Епифановой оказалось утеряно в годы Великой Отечественной войны. Но произведения художницы представлены в большом количестве в российских областных музеях, а также в частных коллекциях.