Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 21
МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915)
Конец XIX – начало XX века
Итальянский мальчик
Холст, масло. 35×27
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 20 сентября 2022
онлайн-торги
Описание

ВЫСТАВКИ:
Выставка картин, эскизов и этюдов «Русская живопись XVIII и XIX вв.» (Из государственных и частных собраний). М., 1953
Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве. М., 22 марта – 9 июля 2023.
ПУБЛИКАЦИИ:
Каталог выставки картин, эскизов и этюдов «Русская живопись XVIII и XIX вв.» (Из государственных и частных собраний). М., 1953
Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве. Каталог. М., 2023. С.69.

Учителями блестящего портретиста Константина Маковского были Михаил Скотти и Сергей Зарянко — ученики и последователи Карла Брюллова. Именно они с ранних лет привили художнику «романтическую восторженность», склонность к преувеличению живописного декоративного эффекта, которая отличала Маковско-го в зрелые годы. Критики часто отмечали, что, выработав свой собственный изящный и эффектный стиль, Константин Маковский стал постепенно отходить от коллективной художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Его бесчисленные заказные пор- треты представителей аристократии и высшей буржуазии служили едва ли не эталоном художественного вкуса для разных слоев рус- ского общества. После написания портрета Александра II в 1881 году он стал, фактически, придворным живописцем.

И именно детская тема удавалась портретисту-Маковскому обезоруживающе хорошо! На нашей картине изображен итальянский мальчик. Это не костюмированный портрет, а действительно ита- льянский мальчишка в повседневном наряде. В пользу этого свидетельствует подпись художника латиницей, которую Маковский ставил, работая за пределами родной страны. Образ мальчика напоми- нает о двух портретах сына Сергея, написанных художником десятилетием-двумя ранее — «Маленький вор» и «Маленький антиквар».

У Маковского есть множество жанровых сценок, изображающих детей за играми, домашними и бытовыми занятиями. Нашу картину отличают сочный колорит, декоративность и романтизм. Маковский эффектно передает глубокий взгляд черных южных глаз ребенка, фактуру тканей, переливы локонов волос, создавая свежий, милый взору и жизнелюбивый образ.

биография

Константин Егорович Маковский

1839, Москва – 1915, Петроград

Живописец и график, передвижник, академик, профессор.

Один из самых известных, востребованных и высокооплачиваемых русских живописцев второй половины XIX века. Сын художника и культурного деятеля Егора Маковского, брат художников Владимира и Николая Маковских. Работал в самых различных жанрах – пейзаже, историческом жанре, создавал декоративные панно. Наиболее известен своими портретами и работами в «боярском стиле», изображающими богатую, красочную, идеалистическую жизнь допетровского времени. 

Рисовать начал с четырёх лет. Первые уроки получил в семье и у Василия Тропинина.  В 1851 поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где, став успешным студентом, получил все возможные награды. Спустя семь лет, Маковский уехал в Петербург и поступил в Натурный класс Императорской Академии художеств (ИАХ), где учился у Алексея Маркова и также вошел в список лучших студентов. Однако, в 1863 году он стал одним из участников «бунта 14-ти», отказавшись в числе других молодых художников участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. В результате, 14 лучших учеников Академии, включая Маковского, покинули Академию. 

Маковский принимал активное участие в творческих объединениях. В 1863 году он вошел в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую Иваном Крамским. А в 1870 году стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), работал над проектом устава Товарищества, активно участвовал в передвижных выставках, демонстрируя там по преимуществу работы бытового жанра.

Позже экспонировался на выставках Общества русских акварелистов и Петербургского Общества художников. В то же время, несмотря на разногласия, Маковский никогда не порывал с академическими кругами и продолжал экспонировать свои работы на академических выставках. В 1867 году за представленные на одной из таких выставок картины он получил звание академика, а в 1869 его утвердили профессором ИАХ.

В 1880-х–1890-х годах в Петербурге пишет портреты столичных красавиц, меценаток и благотворительниц: портреты Марии Волконской, Варвары Морозовой, княгини Зинаиды Юсуповой и других. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей». 

Маковский увлекался коллекционированием антиквариата. Он приобретал старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использовал в своих картинах. Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, его произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках. 

Произведения великого мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, частных и музейных коллекциях в России и за рубежом.