+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Игнатова Н.С.; 02 февраля 2022 г.)
Публикация:
Каталог-монография Е.В. Нестеровой “Владимир Маковский”. С.-П., 2019. Стр. 194.
Владимир Егорович Маковский был не только талантливым художником, но и обладал выдающейся музыкальной одарённостью. Дом Маковских, один из культурных центров Москвы середины XIX века, был наполнен артистической атмосферой, привлекавшей знаменитых деятелей искусства и литературы. С детства будущий художник был окружен известными личностями, такими как Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов и Тропинин. В доме часто устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера, что не могло не повлиять на братьев Маковских – Владимира, Константина и Николая.
Будучи сыном видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Владимир уделял много времени и сил занятиям музыкой. Он играл на скрипке и общался с выдающимися музыкантами своего времени, такими как П. И. Чайковский и С. И. Танеев, хорошо знал их творчество. Его портреты музыкантов отличаются удивительной психологической достоверностью и вниманием к бытовым деталям. Музыка пронизывает многие его полотна, вызывая в сознании зрителя разнообразные эмоциональные мелодии.
В работе «Еврейский скрипач» (Портрет скрипача Яна Кубелика) 1908 года музыкант изображен на пике своей славы. В 1902 году Кубелик покорил Россию, и его концерты стали событием, привлекающим толпы народа. Его называли «Чародей скрипки» и «чешский Паганини». Портрет передает суть музыкального гения и внутреннего мира исполнителя. Поза и выражение лица Кубелика отражают его сосредоточенность и страсть к музыке. Взгляд музыканта, полный достоинства и спокойствия, говорит о его уверенности в себе и своем таланте.
Маковский уделяет большое внимание деталям: текстуре одежды, блеску скрипки и смычка, а также освещению, создающему интимную и сосредоточенную атмосферу. Использование тёплых и холодных тонов создает гармоничное равновесие, усиливая эмоциональное воздействие картины. Скрипка, как символ мастерства и страсти, выделяется на более тёмном фоне. Музыкальные ноты на заднем плане создают ощущение звука и мелодии, которые, кажется, витают в воздухе.
В этом портрете, как и во многих других полотнах Маковского, присутствует особая «музыкальность». Композиция, колорит, поза и выражение лица героя сливаются в единую мелодию, которая звучит в сознании зрителя. Эта мелодия – торжественная, мажорная, полная оптимизма и веры в силу искусства.
Владимир Егорович Маковский
1846, Москва — 1920, Петроград
Живописец, рисовальщик. Мастер портрета и жанровой картины. Академик, Профессор, действительный член и ректор Императорской академии художеств, один из руководителей ТПХВ.
Сын Е.И. Маковского, брат Константина и Николая, отец Александра Маковских. Первые художественные навыки получил в семье. Учился в МУЖВ (1858-1866). За время обучения неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В 1873 году за картину «Любители соловьев» удостоен звания академика. В 1892 году получил звание профессора. Жил в Москве и Петербурге (с 1894 года). С 1882 по 1894 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, с 1894 по 1918 год был профессором-руководителем мастерской жанровой живописи ВХУ. Постоянный экспонент выставок ТПХВ. Участник многих международных выставок. Много путешествовал по России (Украина, Крым, Кавказ), бывал в Финляндии, Нормандии, во Франции и др.
Картины художника хранятся в лучших музейных собраниях России, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Серпуховском историко-художественном музее, и других музейных и частных коллекциях России и зарубежья.