Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 41
БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942)
1906
Эскиз обложки клавира оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя»
Бумага «верже», тушь, перо, акварель. 23х22
Экспертные заключения:
Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина; Эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Силаев В.С.; Государственная Третьяковская Галерея, Жукова Е.М.
онлайн-торги
Описание

Подпись и дата справа внизу: И. Билибинъ.

Иван Билибин — один из ярких представителей русского модерна, чей собственный узнаваемый почерк формировался под влиянием фольклорного творчества и претворился в его современную интерпретацию в неорусском стиле. В 1900-х годах художник создавал эскизы костюмов к драматическим и оперным спектаклям, активно сотрудничал с рядом издательств, рисуя обложки изданий, плакаты, открытки, афиши, заставки. В том числе, Билибин занимался оформлением обложек нот — популярное направление в области графики эпохи модерна. Вот и теперь мастер получил заказ, и притом — приятно с ним резонировавший.

Эскиз перед вами выполнен в характерном ярком, сказочном стиле, выработанном в пору трудов над оформлением сказок в издательстве Кнебеля. Здесь, как и знаменитых книж- ных иллюстрациях, восхищает чувство стиля и безупречный филигранный рисунок в нескольких техниках. Гениальное творение композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя» или иначе «Иван Сусанин», принесло ему славу основоположника русской оперы и открыло новый, «русский период» в мировом музыкальном искусстве. А полвека славы спустя в Москве был издан клавир — фортепьянное переложение партитуры. Эстетическое звучание холстов и рисунков Ивана Билибина — русская тема, русская экзотика, — состоит в перекличке с творчеством Глинки. По выражению Владимира Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

биография

Иван Яковлевич Билибин

1876, село Тарховка близ Петербурга —  1942, Ленинград

Художник и иллюстратор книги, график, театральный художник, живописец, педагог, акварелист, карикатурист, теоретик искусства, монументалист, иконописец.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Рисованию учился в рисовальной школе при обществе поощрения художеств у мирискусника Яна Циоглинского. А позже – в школе знаменитого Антона Ашбе в Мюнхене и в школе Марии Тенишевой, у Ильи Репина в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1900-1904). В эти годы художник уже активно принимает участие в выставках объединения «Мир искусства».

Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам. Он работал в технике рисунка тушью, подсвеченного акварелью, особый стиль книжного дизайна, основывающийся на традициях древнерусского орнамента. Стиль получил название по имени своего создателя — билибинский. 

С 1899 художник сотрудничал с журналом «Мир искусства», в следующем году вошел в состав товарищества (в 1916 возглавил его). С 1900 по 1906 (с перерывом) участвовал в выставках «Мира искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников, с 1903 по 1910 экспонировался на выставках этого объединения. 

По заданию этнографического отдела Русского музея с 1902 по 1904 год  он ездил по северным губерниям России – Вологодской, Архангельской, Олонецкой. В процессе он собрал ценную коллекцию произведений русского народного искусства и фотографий. Параллельно участвовал в международных выставках в Праге, Париже, Венеции, Вене, Брюсселе, Риме, Лейпциге. Выставлял в Лондоне и Париже целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам. 

С 1904 работал над оформлением театральных постановок в России и за рубежом. Сотрудничал с антрепризой Сергея Дягилева и др. В 1905–1906 выполнил ряд политических карикатур для журналов. В 1910-х активно занимался книжной иллюстрацией, рисовал обложки изданий, плакаты, открытки, афиши, заставки. 

С 1907 по 1917 вел классы графического искусства в рисовальной школе для вольноприходящих при Императорском Обществе поощрения художеств. 30 января 1917 на заседании членов Императорской Академии художеств представлен к званию академика.

В 1920 эмигрировал из России, остановился в Египте; жил сначала в Каире, затем в Александрии. Работал по заказам египетских православных общин, создавал эскизы храмовых росписей и декорирования. Выполнил костюмы и декорации балетных спектаклей для египетских гастролей труппы Анны Павловой. В декабре 1924 в Александрии состоялась первая персональная выставка художника, устроенная местным обществом «Друзья искусства». В 1923 женился на художнице Александре Щекатихиной-Потоцкой. В 1925 переехал в Париж. Выполнил ряд красочных панно для частных домов и ресторанов. Работал для издательств Н. Карбасникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине. Оформлял и иллюстрировал ряд журналов, книги русских авторов, в том числе сборник рассказов И. А. Бунина и др. В 1927 стал организатором и участником последней выставки «Мира искусства» в парижской галерее Бернгейма-младшего. В середине 1930-х много работал по заказам французских издательств: иллюстрировал сказки, исторические сочинения.

 

В 1929 экспонировался на международной выставке в Салоне де Тюильри в Париже, а также провел совместную со Щекотихиной-Потоцкой выставку в Амстердаме. В конце 1920-х — начале 1930-х неоднократно экспонировался на выставках русского искусства: в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Париже (1931, 1932, 1934), Праге (1935). 

В 1927 и в 1934–1935 жил в Праге. Там же в 1927 состоялась его персональная выставка. В 1935–1936 создал монументальное панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, после чего вернулся на родину, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1939 стал доктором искусствоведения, преподавал до 1942. Отказавшись эвакуироваться, умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле профессоров АХ.

Произведения Билибина находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Российской Академии художеств, Театральном музее им. Алексея Бахрушина, Всероссийском музее Александра Пушкина (Санкт-Петербург), Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее Ашмолеан в Оксфорде, Пражской национальной галерее, Городском музее в Брно и др.