Аукционный дом

+7 926 220-16-83

Лот 59
ОСКАР РАБИН (1928 - 2018)
2006
Город в провинции с фонарем
Холст, масло. 88 х 120 см
онлайн-торги
Описание

Непропорционально большая керосиновая лампа разгоняет мрак над маленьким городком, словно довлея над ним. Привычная в барачном антураже керосинка – один из ключевых и узнаваемых образов творчества Оскара Рабина. Лампа – это вообще важный образ поэтической лирики в мировой культуре. Светоч – так называют и горящий факел и того, кто несёт просвещение, истину, свободу.

Почерк художника сложился ко второй половине 1950-х. В нем соединились черты экспрессионизма и сюрреализма: ломаная перспектива, деформация предмета, искажение масштабов. Сегодня его серо-коричневые композиции, меланхоличные виды окраинных пустырей, задворок и помоек, его полные мрачного абсурда пейзажи и тёмного сарказма натюрморты знают миллионы.

Один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово», Рабин писал бытовые предметы своей эпохи: рыбу и колбасу, газеты и бутылки с надписями. Он превратил в символы советской жизни образы, которые считались рядовыми, проходными, “недостойными”. Авторы Лианозовского кружка дали эстетическое звучание повседневности послевоенной России, её мрачной стороне. Художники и поэты, объединившиеся вокруг семейства Кропивницких, были правдивыми бытописателями непростой эпохи. Тёмная лирика Рабина стала неотъемлемой частью этого культурного нарратива и породила международный резонанс.

биография

Оскар Рабин
1928, Москва – 2018, Флоренция

Живописец, автор коллажей. Один из лидеров неофициальной художественной жизни Москвы.
Учился в Рижской Академии Художеств,(1946-1948), в МГХИ, был исключен “за формализм” и вернулся к Евгению Кропивницкому, который был его первым учителем. Художник с собственной творческой и гражданской позицией. В его работах острая социальная критика реальности, пропущена через метафизику “вечности”.

В 1974 году стал одним из организаторов 1-го осеннего просмотра картин “на открытом воздухе”, вошедшего в историю под названием “Бульдозерная выставка”. В просмотре приняли участие около 70 художников, за 4 часа работы выставку посетило ок. 30 тыс.человек. Большая часть произведений погибла под ножами бульдозеров, которые власти использовали для подавления инакомыслия. “Бульдозерная выставка” была первым открытым противостоянием художников режиму и началом борьбы за свои права, в том числе права на свободу творчества и демонстрации своих произведений публике.

Эмигрировал во Францию в 1978 году. Жил и работал в Париже. Умер в Италии.
Произведения автора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее Арт4, областных и зарубежных музеях, а также частных коллекциях.