+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Горячева Т.П.
В живописи Рихарда Зоммера, как и в работах многих великих мастеров рубежа XIX-XX столетий, тесно переплелись черты реализма и импрессионизма. Тема Ближнего Востока увлекала Льва Лагорио и Василия Верещагина, и Рихард Зоммер — третий знаменитый поэт горных долин. Для Зоммера Верещагин был кумиром, а поездки на Восток — сродни паломничеству.
В 1895 году Рихард Зоммер уезжает в Туркестан и в течение 15 лет пишет свой яркий и самобытный Восток. Работы Зоммера не столь трагичны, как работы его предшественника Василия Верещагина. Красочность их превосходит верещагинскую, колорит насыщен. Так, в представленной работе почти выбеленный колорит, изображающий свет палящего солнца над холмами и стенами старых крепостных башен, контрастирует с яркой зеленью, которая написана легкими и свободными мазками.
Важно также отметить, что работы Зоммера характеризуются абсолютной этнографической достоверностью, что становится лишь интересней спустя сто лет после написания картин. На рубеже XIX-XX веков многие художники были зачарованы экзотическими странами, путешествиями и эстетикой Востока, однако далеко не всем удавалось так подробно и почти документально запечатлевать сцены из настоящей жизни этих регионов. Зоммер заслуженно был популярным художником не только в Ташкенте и Бухаре, но и в русских столицах. Его работы привозили как ценный подарок из далекого Туркестана. Картины и этюды мастера, запечатлевшие виды туркестанских и закавказских селений, группы всадников в предгорьях, погонщиков с осликами, везущими поклажу, экспонировались при жизни автора на выставках различных художественных объединений и по сей день пользуются любовью коллекционеров.
Зоммер Рихард-Карл Карлович
1866, Мюнхен — 1939, Тифлис
Русский живописец и график. Известен своими работами на темы Ближнего Востока.
Обучался вольнослушателем в Императорской академии художеств в Петербурге с 1884 по 1893 год. Был награждён медалями за свои ученические работы, в общем счёте, двумя большими и двумя малыми серебряными. Окончил Академию в 1893 году в звании классного художника 3‑й степени.
В конце 1890-х — начале 1900-х много работал в Средней Азии, а затем путешествовал по Закавказью, Грузии, Армении и Азербайджану. Был одним из сооснователей Тифлисского общества изящных искусств. С 1894 со своими работами участвовал в выставках Санкт-Петербургского общества художников, Общества русских акварелистов, Осенних выставках в залах Академии художеств. Персональная выставка полотен Зоммера в Ташкенте состоялась в 1915.
Среди тем, на которые художник предпочитал писать свои картины: бытовые и батальные сцены, архитектурные достопримечательностей Туркестана, пейзажи старых кварталов Ташкента, Самарканда, Бухары, которые имели спрос среди коллекционеров и любителей искусства. В творчестве Зоммера прослеживается, присущее другим мастерам рубежа XIX‑XX веков, переплетение реализма и импрессионизма. Картины выделяются точным композиционным построением и удивительной детализацией. По жанрово-этнографическому направлению, полотна Зоммера роднятся с работами В.В. Верещагина, Я.Ф. Ционглинского, Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
Картины художника можно найти во многих собраниях: в Государственном Русском музее, в региональных музеях и музеях стран Ближнего Востока, где путешествовал автор.