Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 46
ЗАНКОВСКИЙ Илья Николаевич
Рубеж XIX-XX вв.
«Закат в горах»
Холст, оргалит, масло
80 х 140,5 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Воляк Д.В.; 18 июля 2017 г.)

Картина Ильи Занковского «Закат в Кавказских горах» — живописная ода величию природы, запечатлевшая момент смены дня и ночи. Художник мастерски использует богатую палитру, чтобы передать драматизм и красоту закатного неба над могучими вершинами Кавказа.
Колорит картины построен на контрасте теплого и холодного. Пылающий закат окрашивает небо в оттенки оранжевого, алого и розового, словно небесный пожар охватывает горные пики. Эти огненные тона отражаются на снежных вершинах, придавая им розоватый оттенок. По мере того как взгляд опускается вниз, цвета становятся холоднее: предгорья окутаны синеватой дымкой, а тени в ущельях приобретают глубокий фиолетовый цвет. Эта игра света и тени создает ощущение глубины и объема, подчеркивая грандиозность горного ландшафта. Небо, написанное широкими, свободными мазками, передает движение воздуха и мимолётность момента.
На переднем плане, на каменистом склоне, расположилась небольшая группа путников. Три тёмные фигуры, почти силуэты на фоне заката, кажутся маленькими и хрупкими перед лицом величия природы. Они словно замерли, завороженные зрелищем заходящего солнца. Одна фигура стоит, две другие сидят у небольшого костра, огонек которого едва заметен в сиянии заката. Эта деталь добавляет картине нотку человеческого присутствия, подчёркивая масштаб и мощь горного мира. Путники становятся своеобразным мерилом, позволяющим зрителю ощутить грандиозность пейзажа. Безмолвие персонажей передает чувство благоговения и восхищения перед красотой природы. Они не нарушают гармонии пейзажа, а скорее становятся его неотъемлемой частью, символизируя единство человека и природы.

биография

Занковский Илья Николаевич
1832, Польша — 1919, Тифлис
Русский художник и график, мастер горного пейзажа. Преподаватель.

Специального полного художественного образования не получил. В 1862-1863 годах в качестве вольноприходящего слушателя посещал Академию Художеств в Петербурге. В дальнейшем жил в Тифлисе, служил при Военно-топографическом отделе Кавказского военного округа. Частые поездки в различные районы Кавказа позволили художнику создать большую серию замечательных горных пейзажей.
Занковский экспонировал работы на Осенних выставках картин в Академии художеств, выставках «Кавказского общества поощрения изящных искусств» и «Общества взаимопомощи кавказских художников». Оба общества вели большую организационную работу и активно способствовали становлению художественного дела в этом регионе России. Был связан живописец и с «Обществом русских акварелистов», на выставки которого он посылал свои акварели.
В последней четверти ХХ века в Тифлисе, как и во многих серьезных городах России, начала работать рисовальная школа, преобразованная в 1886 году в Школу рисования и живописи при «Кавказском обществе поощрения изящных искусств». С этого года и до конца своих дней Илья Николаевич Занковский работал преподавателем в этой школе

Творчество художника представлено в Государственном Русском музее, Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Кисловодском мемориальном музее художника Н. А. Ярошенко, Нижегородском государственном художественном музее, Азербайджанском государственном музее искусств, Одесском художественном музее, Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и в других картинных галереях и многочисленных частных собраниях.