+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Гордеева Е.В.; 02 апреля 2024 г.)
«Вид на Храм Христа Спасителя» Михаила Маркиановича Гермашева, написанный в 1900-1910-е годы, представляет собой характерный для творчества художника архитектурный пейзаж с доминирующей вертикалью православного храма. Храм, величественно возвышающийся над городской застройкой, становится не только композиционным центром, но и духовным стержнем произведения. Гермашев, мастерски используя излюбленный приём — вид сверху, раскрывает перед зрителем панораму старой Москвы, словно приглашая взглянуть на город с высоты птичьего полета.
Композиция строится на контрасте вертикального объема храма и горизонтальной геометрии многослойных покатых крыш окружающей застройки. Алый закат, словно разлитое по небу расплавленное золото, контрастирует с приглушенными, погруженными в сумеречную дымку зелёными крышами и белоснежными стенами старых московских домов. Эта игра контрастов придает картине особую выразительность, подчеркивая монументальность храма и одновременно создавая ощущение умиротворения и покоя.
Небо, написанное насыщенными оттенками желтого, розового, голубого и бирюзового, буквально дышит теплом и светом. В контрасте с ним земной пейзаж, окутанный легкой дымкой, выглядит приглушенным и таинственным. Мастерски используя фактурный мазок, художник создает ощущение движения воздуха, игры света и тени. Короткие, отрывистые мазки при изображении неба и деревьев сменяются более протяженными и плавными при прорисовке архитектурных деталей.
Золотые купола Храма Христа Спасителя, словно зажженные невидимым внутренним светом, перекликаются, в свою очередь, с теплым сиянием закатного неба. Это не только игра света и тени, но и символическое единение земного и небесного, духовного и материального. Гермашев виртуозно передает атмосферу летнего вечера.
Неудивительно, что работы Гермашева, отличающиеся высоким мастерством и искренностью, пользовались огромным спросом у коллекционеров как в России, так и после эмиграции художника во Францию. Они позволяют нам не только любоваться красотой старой Москвы, но и почувствовать атмосферу того времени, переживания и восхищение художника перед величием творения — как божественного, так и человеческого.
Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович
1867, Волчанск, Харьковской губ. — 1930, Париж
Живописец, график, иллюстратор. Представитель русской эмиграции.
Из дворянской семьи. Учился в МУЖВЗ (1892—1899) у А.Е. Архипова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, К. А. Савицкого и других. В 1897 за картину «Снег выпал», впоследствии приобретенную П. М. Третьяковым, получил премию «за жанр из русского быта» Московского общества любителей художеств им. Н. С. Мазурина.
Жил в Москве. Писал пейзажи, натюрморты, произведения на жанровые сюжеты. Работал в техниках акварели и пастели. Излюбленными темами картин Гермашева были зимние и весенние пейзажи, к которым он обращался на протяжении всего творчества. С 1892 — участник выставок. Член и экспонент Московского товарищества художников, Московского общества любителей художеств, художественного кружка «Среда». Экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах ИАХ, ТПХВ. В 1911 совершил поездку во Францию, в 1915 посетил Францию и Бельгию.
После 1917 участвовал в УГ художественной выставке картин северных художников в Вологде, Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани, УШ Государственной выставке в Москве.
В начале 1920-х эмигрировал, поселился в Париже. Писал русские пейзажи по контракту с маршаном Леоном Жераром. Занимался книжной иллюстрацией. Экспонировал свои работы на выставках в галерее «Жерар», салоне Национального общества изящных искусств и Федерации французских художников.
Произведения Гермашева находятся во многих музейных и частных собраниях.