+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
справа внизу имеет подпись «В.Шухаев»
Над иллюстрациями к изданию французского издания “Годунова” Василий Шухаев работал в Париже в 1924 году. Издательство «Плеяды» (Les Pleiades), начало свою деятельность в 1922 году с издания повести Пушкина «Пиковая дама», затем, в 1924 году – драмы «Борис Годунов».
Это были дорогие, подарочные издания, выходившие малым тиражом на веленевой и рисовой бумаге, с иллюстрациями, воспроизведенными в технике гелиогравюр. В нескольких экземплярах книги они были раскрашены самим автором. Оригиналы иллюстраций исполнялись гуашью, затем отправлялись в типографию, где воспроизводились гелиогравюрой. Каждый оттиск раскрашивался от руки автором, затем возвращался в типографию, как модель, остальные экземпляры уже раскрашивались по трафарету.
Художник задумал и исполнил иллюстрации в стилизованной иконописной манере. В имеющейся литературе о творчестве Шухаева указано, что оригиналы иллюстраций, репродуцированные в книге, не сохранились. А сами гелиогравюры находятся в собрании музея А.С.Пушкина. Всего было сделано 18 иллюстраций, из них 8 – были представлены на посмертной выставке Шухаева в 1977 году, в Москве, посвященной 90-летию со дня его рождения. Эти гравюры по сей день хранятся в пушкинском музее.
Василий Иванович Шухаев
1887, Москва – 1973, Тбилиси
Живописец, график, сценограф, монументалист и педагог.
В десятилетнем возрасте поступил в Московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище.
С 1906 по 1912 учился в Академии Художеств в Петербурге ( мастерская профессора Д.Н.Кардовского. За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии.
Вместе со своим ближайшим другом, замечательным художником Александром Яковлевым, развивал принципы неоклассицизма, т.е. продолжение традиций классического искусства на новом этапе.
В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. После революции он продолжил обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Далее Шухаева избрали руководителем мастерской в Академии Художеств.
Вместе с Кардовским и Яковлевым Шухаев создал «Цех святого Луки». Целью этого объединения было возрождение традиций старых мастеров и защита интересов художников.
В 1920 году художник с женой уезжают в Финляндию, а в 1921 при содействии Александра Яковлева – в Париж. В Париже он впервые попробовал свои силы в книжной графике.
В 1920-30-е годы картины Шухаева экспонировались на многих международных выставках: в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Сам художник путешествовал в основном по Франции, только в 1930 году совершает поездку в Марокко. Над серией «Марокко» мастер будет работать вплоть до 1961 года. В начале 1930-х годов Шухаев написал выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Федора Шаляпина.
В феврале 1935 Шухаев вернулся в Ленинград, где получил персональную мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств. Но возвращение не далось художнику гладко: 1937 году его арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Десять лет с 1937 по 1947 годы Василий Шухаев и его вжена Вера Шухаева отбывали заключение в Магадане. Там он работал над эскизами декораций и костюмов для спектаклей Музыкально-драматического театра им. Максима Горького
После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси, где художник жил и работал вплоть до смерти. В Грузии Шухаев преподавал на кафедре рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. В Тбилиси параллельно с работой в театре, он вновь начал заниматься станковой живописью и графикой. В 1962 ему присвоили звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. С 1958-1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера, а в 1968 году в Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника.