Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 47
ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (1881-1962)
1920–1930-е годы
Эскиз костюма шемаханской царицы для балета «Золотой петушок» на музыку одноименной оперы Николая Римского-Корсакова
Бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь. 52,6×39,2
Экспертное заключение эксперта по культурным ценностям Росохранкультуры Ольги Глебовой
онлайн-торги
Описание

Рождённая в дворянской семье и парадоксально ставшая звездой русского авангарда — Наталья Гончарова. Самый интересный очерк о её творчестве написала Марина Цветаева. Её спутником со студенчества был великий русский — авангардист Михаил Ларионов. Картины художницы покупали видные московские коллекционеры: Алексей Морозов, Николай Рябушинский, Гавриил Солодовников, Михаил Ходасевич.

Среди художников русского авангарда Гончарова первой смогла покорить публику и добиться общественного признания. Иногда это признание проявлялось комически. Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников — женщина <…>. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное — ей подражают не только как художнику, но и внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это еще ничего. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали… с лошадьми, домами, слонами — на щеках, на шее, на лбу. <…> Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником».

А Гончарова, в свою очередь, прославилась не только новаторской самобытностью, но и конечно работой с балетами знаменитого антрепренера Сергея Дягилева. Заметив её талант, Дягилев не оставлял художницу без работы и дал ей трамплин для звёздного продолжения работы в театральной стезе.

В 1914 художница исполнила для Русского балета Дягилева декорации и костюмы к оперно-балетному спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. А в 1937 году «Русский балет колонеля де Базиля» ставил «Золотого петушка» в хореографии того же Фокина в Лондоне. Для этой постановки Гончаровой было заказано повторение ее эскизов к премьерной дягилевской постановке 1914 года. К этой серии работ принадлежит и наш лот.

Исследователи утверждают, что кроме этих двух постановок художница выполнила еще ряд работ по мотивам «Золотого петушка» в промежуточных 1920-х-1930-х годах. Таким образом, наш эскиз костюма мог быть создан как непосредственно к премьере в 1937-м, так и ранее. Точная датировка эскиза затруднена, так как Гончарова либо вовсе не указывала дату, либо ставила дату первой постановки спектакля — 1914 год. 

Эскиз костюма, по оценке эксперта, представляет музейное значение как характерный образец театральной графики звезды русского авангарда Натальи Гончаровой.

биография

Наталья Сергеевна Гончарова

1881 с. Нагаево Тульской губ. — 1962, Париж

Живописец, график, художница театра

Из дворянского рода, ведущего начало со второй половины XVIII века, приходилась правнучатой племянницей жене Александра Пушкина. В 1901 поступила на скульптурное отделение МУЖВЗ, где училась у Сергея Волнухина и Паоло Трубецкого; посещала класс живописи Константина Коровина.В 1904 получила малую серебряную медаль за этюды животных из глины, но вскоре прекратила учебу из-за слабого здоровья. В дальнейшем занималась в основном живописью. Решающую роль в ее судьбе сыграла встреча с соучеником по училищу Михаилом Ларионовым, который стал спутником ее жизни.

В 1901-06 писала импрессионистские пейзажи акварелью и пастелью. Участвовала в выставках: МУЖВЗ (1904), московского Литературно-художественного кружка (1904), MTX (1905), и Русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906).

В 1906 пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески, русской иконы. Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике.Исполняла лубочные графические листы, посвященные православным святым. Участвовала в создании футуристических книг. Исполняла декоративные скульптуры и лепные фризы для московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.

В 1907-08 участвовала в московской выставке «Стефанос», в 1908-10 — в экспозициях журнала «Золотое руно». Вместе с Ларионовым и другими единомышленниками организовала в Москве первые авангардистские выставки: «Бубновый валет» (1910/11), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «No 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Была одним из авторов эпатажного манифеста «Лучисты и будущники» (1913). 

24 марта 1910 устроила в помещении Литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики в Москве первую персональную выставку, которая закончилась судебным разбирательством, так как полиция усмотрела порнографию в двух картинах, изображавших натурщиц, и в картине «Бог», представлявшей каменного идола «с некоторыми натуралистическими подробностями».

 Осенью 1913 провела в Художественном салоне на Большой Дмитровке ретроспективную выставку, представив около 800 работ, — от ранних импрессионистических этюдов до полуабстрактной серии «Художественные возможности по поводу павлина» (1911) и беспредметных работ в духе «лучизма». Обе выставки сопровождались лекциями о современном искусстве, вызвали общественный резонанс и острую полемику в прессе.

В июне 1915 по приглашению Дягилева выехала вместе с Ларионовым в Швейцарию, побывала в Италии и Испании, а в 1918 окончательно поселилась в Париже. В 1920-х стала одним из основных художников дягилевской труппы; оформила многочисленные балеты.

В 1930-40-е сотрудничала с Ballet Russe de Monte-Carlo и труппой Иды Рубинштейн, с различными европейскими театрами. Продолжала заниматься живописью. Провела самостоятельно и совместно с Ларионовым выставки в Париже. Участвовала в выставках русского искусства в Париже. Со второй половины 1930-х жила в забвении, несмотря на работу в театрах и участие в выставках. Интерес к ее творчеству стал возвращаться в послевоенные годы — особенно после «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных выставок, посвященных основоположникам авангарда. 

В 1963 мемориальная выставка состоялась в Музее современного искусства города Парижа. В 1965 и 1969 прошли выставки в Москве (Музей Владимира Маяковского, ГМИИ). В 1988 несколько сотен ее работ поступило в Москву.