+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Игнатова Н.С., Дергачева А.Б.; 7 сентября 2022)
Картина А.К. Беггрова «Пароход „Пушкин“» удивительным образом сочетает в себе скрупулезную точность изображения судна с лирическим восприятием морского пейзажа. Лучше всего удавалось художнику писать «именные портреты» кораблей. Будучи отставным офицером, он знал в совершенстве боевую морскую технику. Мачты, реи, паруса, все мельчайшие детали паровых судов для него были привычными вещами. Нередко, критикуя картины своих коллег, где были допущены малейшие неточности в изображении морских судов, ворчал: «Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!»
В работе «Пароход „Пушкин“» А.К. Беггров использует тонкую, почти лессировочную технику в изображении неба и воды, создавая эффект воздушной перспективы и прозрачности. Небо написано плавными переходами от светлых, желтовато-розовых тонов у горизонта к более холодным, голубоватым оттенкам в верхней части. Водная поверхность передана короткими, динамичными мазками, имитирующими движение волн. Сам пароход выписан более плотно, с использованием корпусных мазков, четко очерчивающих контуры судна и детали его конструкции. Мачты, трубы, надстройки проработаны с особой тщательностью, демонстрируя глубокое знание художником устройства кораблей. Мелкие детали корабля даны тонкими, почти пунктирными мазками.
Композиция картины проста и лаконична. Расположенный по центру пароход «Пушкин», слегка смещен к правому краю, что создает ощущение движения в пространстве. Низкая линия горизонта оставляет большой простор для созерцания неба и воздуха. Дым, исходящий из труб, подчеркивает движение судна и добавляет динамики в композицию.
«Пароход „Пушкин“» демонстрирует стилистическую близость другим знаменитым музейным работам А.К. Беггрова с изображениями кораблей, таким как Яхта «Ливадия» 1878, Крейсер «Герцог Эдинбургекий» 1890-е, Императорская яхта «Штандарт» 1890-е (Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).
Александр Карлович Беггров, Бегров
1841, Санкт-Петербург — 1914, Гатчина
Русский живописец и акварелист немецкого происхождения, сын литографа Карла Петровича Беггрова; маринист, последователь академической школы, близкий к реалистам. Академик (с 1899) и почётный член (с 1912) Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
C 1853 по 1863 год учился в Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном и Морском инженерно-артиллерийском училищах. В это же время начинает рисовать акварелью и писать маслом. Поступил на службу на Императорский Балтийский флот. В качестве вольнослушателя поступил в Императорскую Академию художеств, посещал пейзажный класс Михаила Константиновича Клодта. Был награждён Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств. Продолжает свое обучение во Франции. В 1878 году А. К. Беггров назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни.
Участвовал в выставках ТПХВ, Всемирных выставках в Вене и Париже (удостоен высшей награды).
Работы А.К. Беггрова хранятся в Государственном Русском музее, Смоленском государственном музее-заповеднике, Центральном военно-морском музее и других коллекциях.