+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
Биография Александра Бенуа, ярчайшего представителя художественной династии Бенуа, невероятно насыщенна – он был кипучей энергии человек. Ещё в 1890-е в возрасте 20-ти с небольшим он стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией Сергея Дягилева одноименного журнала (1898-1904). А в 1909 году возглавил художественную часть дягилевской антрепризы Русского балета. Там вся скрупулезность натуры художника и искусствоведа Бенуа пошла на формирование репертуара и подбор художников и разработку сценических сюжетов, само собой.
Среди его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» Игоря Стравинского, поставленный в содружестве с Михаилом Фокиным в 1911 году. Многие годы входил он в репертуар лучших европейских театров. А в 1913-15 годах Бенуа, будучи главным художником MXT сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Иными словами, Александр Бенуа имел километры лье театрального опыта, когда в 1928 году Бронислава Нижинская собрала для постановки Иды Рубинштейн в партнёрстве с Анатолем Вильзаком интернациональную балетную труппу. В неё вошли балетмейстеры Леонид Мясин, Михаил Фокин, Курт Йосс и наш художник – Александр Бенуа. В числе поставленных труппой спектаклей – “Очарование Альцины” Жоржа Ори́ка (Les Enchantements d’Alcine, 1928, créé à l’Opéra de Paris le 21 mai 1929). Эскиз сценографии к спектаклю перед Вами.
На собственные средства Ида Рубинштейн собирала величайших мастеров театрального искусства и создала множество постановок, навсегда оставшихся в истории балета. Продолжая работать с антрепризой Иды, в 1936 году Бенуа с исчерпывающей ясностью изложил свои взгляды в труде «Декорация и костюм». И сегодня книга остается, пожалуй, уникальным опытом исторического и научно-теоретического обоснования специфики балетной сценографии. И сегодня представителя “Мира искусства” помнят во всём мире в первую очередь, как сценографа величайшего таланта.
Александр Николаевич Бенуа
1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж
Живописец, сценограф, иллюстратор, оформитель книг, художник-декоратор, историк искусства и художественный критик, а также музейный деятель и режиссер.
Принадлежал к знаменитой династии художников и архитекторов, ведущей начало от Луи Бенуа, переселившегося в Россию из Франции в 1794. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800-1863). Жил в основном в Петербурге, романтикой и архитектурным обликом которого навеяны его лучшие художественные произведения.
В детстве занимался рисованием у старшего брата Альберта – академика и главы Общества русских акварелистов. Учился в классической гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в 1885-90 – в гимназии Карла Мая, где сблизился с Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем, Константином Сомовым, позже – с Львом Бакстом и Сергеем Дягилевым. В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. В 1890-94 учился на юридическом факультете СПБГУ.
После 1894 был хранителем коллекции княгини Марии Тенишевой.
В 1896–1899 и 1905–1907 жил в Париже. Идейный руководитель объединения “Мир искусства”, член редколлегии и заведующий ретроспективным отделом одноименного журнала. Основатель и редактор журнала “Художественные сокровища России” (1901–1903), сотрудничал с многочисленными журналами и газетами. В 1907 вместе с Сергеем Дягилевым возглавил директорат, руководящий организацией Русских сезонов в Париже, с 1909 заведовал художественной частью, оформил ряд балетов.
После Октябрьской революции – член Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.Писал архитектурные пейзажи Петербурга, Петергофа, Павловска и Царского Села, в многочисленных поездках выполнил пейзажи Версаля, Бретани, Швейцарии, Италии, юга Франции и Крыма. Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики.
В 1918 стал заведующим картинной галереей Эрмитажа, занимался налаживанием музейной и научной работы. В 1919-24 как художник и режиссер сотрудничал в петроградских театрах, прилагая усилия к возобновлению классического репертуара.
В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» Игоря Стравинского (1928), «Болеро» Мориса Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Жоржа Орика (1929).
Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение “Мира искусства”» (Л., 1928).
В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В 1970 в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка, посвященная 100-летию со дня его рождения. Его произведения заняли место в постоянной экспозиции ГТГ, ГРМ и ГЦТМ, областных музеях России.
Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Николая Бенуа.