Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 49
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878–1936)
Конец 1920-х–первая половина 1930-х годов
Девушка в народном костюме
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. 60,3×44,7
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза им. Павла Третьякова от 28.04.2023
онлайн-торги
Описание

«…его советский облик был слишком неожидан; ничто раньше не предвещало его; его искусство и его пафос были старорежимны. Это был очарователь и дамский кумир, это был эмальер, ювелир, фарфоровщик, акварелист богатой жизни, это был созидатель виньет и миниатюр для коллекционеров, это был гербовщик родовой плутократии и формовщик дворянских эмблем, это был поэт вековой государственности, это был воскреситель старой эстетики дней Александровых <…> это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс». Популярная цитата Абрама Эфроса 1920-х годов не сходит с уст историков искусства, поскольку не очерняет, но открывает нам шарм личности Сергея Чехонина.

До революции Чехонин действительно был всем вышеперечисленным, в 1920-е он — художественный руководитель Государственного Фарфорового завода. В своем послереволюционном творчестве он соединяет декоративизм, свойственный мирискусникам, и последние достижения кубистов и футуристов. И активно при том использует оказавшуюся релевантной новому режиму классическую образность. 

А в 1928 году Чехонин выезжает в Европу для подготовки выставки фарфора и остаётся жить во Франции до конца жизни. Во Франции он не получает ожидаемого контракта с Севрской фабрикой фарфора, но сразу начинает получать заказы как иллюстратор и сценограф. В 1928-1936 годах художник оформляет балеты, танцевальные миниатюры и афиши для театра. В частном собрании известен театральный эскиз, стилистически близкий исследуемому «Костюм шарманщика» — он позволяет предположить, что представленная на аукцион акварель могла быть подготовлена в качестве театральной афиши.

В этом графическом произведении читается экспрессия новых русских сценографий того времени и тончайший рисунок. По меткой формулировке Абрама Эфроса, Чехонин явился основоположником «советского ампира», тем самым предвосхитил торжество неоклассики 1930-х годов

биография

Сергей Васильевич Чехонин 

 1878, с. Лыкошино. Тверская губ. — 1936, Лёррах
Живописец, рисовальщик, художник ДПИ, иллюстратор, сценограф.


В 1896 — 1897 учился в Рисовальной школе ОПХ у Евгения Сабанеева и Яна Ционглинского, в 1897 — 1900 — в школе-мастерской Марии Тенишевой у Ильи Репина.
С конца 1900-х годов публиковал свои работы в журналах. Исполнял иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки, сам издавал журнал «Маски».

Сотрудничал с мастерскими: Саввы Мамонтова в Абрамцево (1902-1907). «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино под Петербургом и княгини Марии Тенишевой в Талашкино (1907-1914).

Участвовал в создании майоликового декора московской гостиницы «Метрополь» (1902-1909), украсил изразцами, майоликой или росписями церковь Феодоровской Божьей Матери (1911-1915), Юсуповский дворец на Мойке (1913-1915) и другие здания Петербурга. 


В качестве консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия руководил мастерскими финифти в Ростове и Торжке, мебели в Кологриве, золотошвейной мастерской в Торжке (1913-1915).
Выставлялся в Союзе Русских художников (СПб, 1909) и «Мир искусства» (М.,1913; СПб, 1913, 1915 — 1917, 1918, 1922, 1924; член общества с 1912), в Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914).

После революции вошел в состав коллегии отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. Наряду с эскизами для массового агитпропа выполнил ряд особо ответственных заданий (проекты печати Совнаркома, банкнот и монет, наконец, герба РСФСР).
В качестве художественного руководителя Государственного фарфорового завода (в 1918-1923 и 1925-1927) внес решающий вклад в создание эталонов «агитационного фарфора» (тарелки и блюда с революционными лозунгами и эмблемами, а также портретами партийных вождей).

Продолжал работать  как художник книги. В 1920-е — экспонировал свои работы на выставках общины художников, АХРР, «Художественный экслибрис», зарубежных выставках в Берлине, США, Токио, Флоренции и Лейпциге, в Венеции и Париже. В начале 1928 по рекомендации Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки фарфора и остался в Париже. Активно выступал как станковист и дизайнер (ювелирные изделия, эмали, сценография), но большого успеха не добился, к тому же не оправдались его надежды на сотрудничество с Национальной фарфоровой мануфактурой в Севре. В 1933-1934 получил патенты на новый способ многоцветной печати на ткани.

Произведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и многих других отечественных и зарубежных музейных собраниях.