+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Фонд Зинаиды Серебряковой (Павлинов П.С., Лансере Е.Е.)
Марокканские путешествия Зинаиды Серебряковой в 1928-1929 и 1932 годах стали откровением, позволившим художнице в полной мере раскрыть свой уникальный талант ориенталиста и бытописателя-этнографа. Эти поездки подарили миру серию марокканских этюдов, которые представляют собой одну из вершин ее творчества как живописца и графика. Эти произведения вошли в сокровищницу европейского ориентализма XIX-XX веков, запечатлев экзотический мир Марокко глазами русской художницы.
1928 год стал для Серебряковой годом успешной работы в парижской мастерской и путешествия с дочерью в Кассис. Участие в выставке русского искусства в Брюсселе привело к знакомству с бароном де Броуэром, предложившим ей поездку в Марокко.
Марокко, страна, пленявшая художников своей экзотикой на протяжении двух столетий, стала для Серебряковой источником вдохновения и новых художественных открытий. Целью ее первой поездки стал Марракеш — древний город, сохранивший свою магическую притягательность. В течение месяца, с конца декабря по середину января, Серебрякова с упоением погрузилась в атмосферу Марракеша, впитывая все детали окружающей жизни: людей, природу, традиции, повседневный быт. Несмотря на сложности, связанные с позированием в мусульманской стране, ей удалось создать десятки пастельных портретов местных жителей, запечатлев их в национальных одеждах, в привычной обстановке, часто с детьми. Особое впечатление на нее произвела площадь Джемаль-эль-Фна, где ежедневно собирались тысячи людей, чтобы наблюдать за танцами, фокусниками и укротителями змей.
Из Марокко Серебрякова привезла множество зарисовок — сцен с торговцами, музыкантами, людьми, курящими, пьющими чай, работающими, отдыхающими, с верблюдами. В этих жанровых сценках проявился ее талант колориста и мастера композиции. При различной фокусировке, часто ограничиваясь лишь контурами, художница тем не менее оставалась реалистом, что отличает ее от многих современных ей ориенталистов. Особенно в пастелях поражает ощущение легкости исполнения и самобытности художественного языка, который Серебрякова выработала, не стремясь угнаться за модой и успехом.
Будучи художницей Серебряного века, Серебрякова сформировала свой неповторимый стиль, принципы своего художественного мира, которые остались неизменными, несмотря на все исторические и жизненные перипетии. Центральными произведениями ее зарубежного периода стали пастели марокканских циклов 1928 и 1932 годов, в которых она отобразила национальные типажи этой экзотической североафриканской страны с присущей ей непосредственностью видения и отменным декоративным чутьем.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1884, Нескучное, Курская губерния, Российская империя — 1967, Париж
Живописец, график, портретист, мастер жанровых картин. Считается одной из первых русских художниц в мировом искусстве. Член «Мира искусства». Стиль художницы определяют как неоклассицизм.
Родилась в Курской губернии в творческой семье Бенуа-Лансере. Образование: Художественная школа; обучение в мастерской Осипа Браза, известного портретиста, академика императорской Академии художеств; Академия де ла Гранд Шомьер в Париже.
В 1910 г. участвует в VII выставке Союза русских художников с автопортретом «За туалетом», что приносит Зинаиде Серебряковой известность, покупку его Третьяковской галереей и членство в творческом объединении «Мир искусства». В 1913 г. принимает участие в выставке «Мир искусства» с картиной «Баня», в 1923 г. — в проходящей в США выставке русских художников.
В тяжелые революционные годы работала в археологическом институте Харькова, выполняла эскизы археологических находок. В 1924 году художница уехала в Париж, где скончалась в 1967 году.
Во времена оттепели творчество Серебряковой приобретает популярность. Ее выставки проходят в Москве, Ленинграде, Киеве. Произведения Зинаиды Серебряковой хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также других музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.