Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 6
РОХЛИНА (ШЛЕЗИНГЕР) Вера Николаевна
1920-1930-е гг.
«Обнаженная в красном берете»
Холст, масло
73 х 60 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Рыбакова Ю.В; 21 июня 2016)

Провенанс: коллекция Gentofte, основную часть которой составили собрания Поуля Нильсена (Poul Claudius Nielsen) (1893-1943), менеджера модного копенгагенского магазина Jac, и Консула Генри В. Бойе (Consul Henry V. Воye) (1896-1974), директора Нестле в Дании.
Поуль Нильсен был страстным коллекционером и часто, особенно в межвоенный период, ездил в Германию, Италию, Францию, где удачно приобретал предметы искусства. После смерти Нильсена его вдова, происходившая из семьи управляющего знаменитого шведского универмага, вышла замуж за Генри Бойе. Первой женой Бойе была Елена Сергеевна Аверова, дочь русского генерала Сергея Аверова. Таким образом коллекция пополнилась экспонатами из Швеции и Италии. На фотографии интерьера семьи можно видеть «Портрет обнаженной в красном берете» В. Рохлиной.

Картина Веры Рохлиной «Обнаженная в красном берете», написанная в Париже в 20-30-е годы, отражает интересный парадокс: хотя художница была частью русского авангарда, эта конкретная работа демонстрирует скорее приближение к французским художественным традициям, в частности, к импрессионизму. Тем не менее, связь художницы с русским авангардом, даже годы спустя после ее ученичества у Александры Экстер, прослеживается на протяжении всего творчества художницы.
В Париже Рохлина оказалась в центре бурной художественной жизни. Контакты с Зинаидой Серебряковой и участие в выставках Общества Осенних салонов и Общества парижских женщин-художниц позволили ей ознакомиться с разнообразными течениями. Однако, вместо того, чтобы продолжать эксперименты с кубофутуризмом, Рохлина выбирает более традиционный, но не менее интересный и своеобразный художественный путь.
«Обнаженная в красном берете» свидетельствует об этом стилистическом сдвиге. Влияние импрессионизма проявляется в светлой, воздушной палитре, использовании белильных, голубых, розовых и охристых оттенков. От резких геометрических форм кубофутуризма не остается и следа. Вместо них мы видим мягкие, плавные линии, обобщенную манеру изображения фигуры.
Хотя тема обнаженной натуры не была новой для русского авангарда, трактовка Рохлиной ближе к сенсуальности Ренуара, чем к аналитическому подходу художников начала века. Неслучайно критики сравнивали ее работы с картинами Ренуара и Рубенса, говоря о «симфониях плоти». Это указывает на то, что Рохлина, живя в Париже, впитала эстетику французской живописной школы и переработала ее в своем индивидуальном стиле.
Таким образом, «Обнаженная в красном берете» демонстрирует не только принадлежность Рохлиной к русскому авангарду в Париже, но и ее успешную интеграцию во французскую художественную среду. Художница, сохраняя индивидуальность, сумела найти свой собственный художественный метод в новом культурном контексте. Она не отвергает свое прошлое, но и не остается в его плену, а развивается, впитывая новые влияния и создавая собственный узнаваемый стиль.
За свою недолгую жизнь художница успела оставить яркое наследие живописи, которое сегодня пользуется спросом на аукционах.

биография

Вера Николаевна Рохлина, урожденная Шлезингер (фр. Vera Rockline)
1896, Москва — 1934, Франция
Живописец, график. Представительница русской эмиграции.
Училась в студии живописи и рисунка Ильи Машкова, позже в Киеве у Александры Экстер. Писала обнаженную натуру, портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. В 1918-1919 участвовала в 24-й выставке МТХ, 2-й выставке картин Профессионального союза художников-живописцев, Выставке картин и скульптуры художников-евреев и 5-й Государственной выставке картин «От импрессионизма до беспредметности». В 1918 вышла замуж. В 1919 уехала в Грузию.
С 1921 жила в Париже, на Монпарнасе, приняла французское гражданство. Экспонировала свои работы в парижских салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри и Обмена. Персональные выставки художницы несколько раз проходили во Франции. Член художественной секции при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Была знакома с Зинаидой Серебряковой. Художественный критик Мариус Леблон называл Рохлину «сестрой великих венецианцев и нашим собственным Ренуаром замечательного лирического таланта». В 2002 году многие работы Рохлиной были выставлены в Музее Монпарнаса на грандиозной выставке «Женщины Монпарнаса».