+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
Виктор Цой – кумир многих поколений – художник по образованию. Искусствоведы считают его обладателем самобытного художественного дара и что его творческое наследие созвучно авангардистам. Они подчеркивают и то, что ленинградский музыкант рисовал на клеёнках, как до него это делал примитивист Нико Пиросмани.
Произведение перед Вами уникально не только своим размером, но и своим безупречным провенансом.
Художественные работы Цоя похожи на комикс, отражающий мир из геометрических фигур, в котором главные герои — квадратноголовые человечки. Цой работал с темами любви, агрессии, насилия, создавал ироничные бытовые зарисовки. Так и на нашей работе.
Найденная где-то клеенка позволила написать крупноформатную картину, что редко в наследии художника.Пикториальный персонаж, вроде человечков Кита Харринга, космические ракеты – напоминания о великих взлетах советской эпохи и ее повседневности, несерьёзная интонация. Мы видим вполне западную по советским стандартам картину, хулигански, смело и громко звучавшую даже по ту сторону железного занавеса. А художник имел опыт выставок за рубежом.
Работа хранилась в коллекции Сергея Борисова.
Мастерская Сергея Борисова «Студия 50А» стала функционировать с 1979 года, и с тех пор там множество раз бывал Виктор Цой. Богемная и интеллектуальная жизнь того времени ютилась на кухнях, чердаках и в подвалах творческих мастерских. И подвал «Студии 50А» занял свое место в московской артистической жизни: там устраивались выставки художников и концерты.
Музыканты из Ленинграда были весьма востребованы в Москве, поэтому приезжали часто и останавливались в «Студии 50А», делясь новостями и занимаясь совместным творчеством. В середине 1980-х прямо в студии творили «Новые художники» – Виктор Цой и другие участники группы «Кино». Они принимали участие в съёмках, создавали свои уникальные произведения, часть которых осталась в коллекции Сергея Борисова.
Сергей Борисов о Викторе Цое:
Я познакомился с Цоем и со всем «Кино» в 1984 году во время поездки в Ленинград по заданию газеты «Ле Монд». Кроме самой публикации была радиоверсия с песнями «Аквариума» и «Кино», а позднее и снят фильм. Этот проект был назван «Рок вокруг Кремля». С этого и началась наша дружба. Я приезжал несколько раз в Питер, а питерцы, приезжая в Москву, обязательно захаживали ко мне в Студию 50А.
Когда в первый раз «Кино» полным составом, включая Африку, как второго барабанщика, завалились в студию, то я, обрадовавшись нежданным, но дорогим гостям, вытащил бутылку шампанского. Африка пристыдил меня, сказав, чтобы этот напиток я приберег для своих моделей, а им дал бы чего-нибудь посущественнее. У меня была литровая бутылка виски Балантайн, которую мне принес кто-то из иностранных коллекционеров. Радости гостей не было предела, а Цой сказал, что это его любимый напиток. Шел 1985 год.
С тех пор я стал держать на такой случай (т.е. фактически для Цоя, потому, что другие вообще не особо пили, предпочитая курить), этот сорт виски… Ленинградцы в те годы часто приходили ко мне. Многие ночевали. Тимур, например, умудрялся за ночь написать маслом очередное полотно. А Котельников и Цой за неимением холста расписывали мои фотографии, выбирая размеры побольше.
Я не ценил эти опусы, поэтому щедро раздаривал их. Но после очередного посещения Ленинграда, когда я привел к Цою группу французских телевизионщиков, я увидел на стенах квартиры, в которой шла съемка, каскад шедевров, выполненных Цоем.
Всю вторую половину 80-х Цой появлялся у меня в мастерской. Обычно с Гурьяновым или с Гурьяновым и Каспаряном. Иногда с Африкой. К сожалению, они никогда не предупреждали заранее, а появлялись внезапно, благо я почти все время проводил в мастерской. Холстов, правда, я ему не предлагал, потому, что они к тому времени стали огромным дефицитом, но давал картоны, которые в пачках фотобумаги шли как уплотнители. В то время я еще не знал, что Цой закончил художественную школу, поэтому очень удивлялся точности его композиций.
В 1990 году я пригнал для Цоя из Швейцарии спортивный мерседес, купленный на деньги, вырученные от продажи моей выставки. Я убедил его, что не дело такой Звезде как он ездить на жигулях. К сожалению, передать ему его я не успел. Пришлось ездить самому.
Виктор Робертович Цой
1962 Ленинград – 1990 Латвия
Советский рок-музыкант, автор песен, поэт, художник и актёр русско-корейского происхождения. Основатель и лидер легендарной рок-группы «Кино». Один из самых влиятельных и известных советских рок-музыкантов, Цой сам писал тексты и исполнял песни на концертах группы «Кино», распавшейся после его смерти.
В 1974-1977 годах Виктор Цой получил образование в художественной школе. Позднее продолжил обучение в училище им. Валентина Серова, затем перешел в реставрационное училище № 61, где изучал специальность краснодеревщика.
Первый альбом группы «Кино» вышел в 1982 году. Всего группа выпустила за период своего существования 8 альбомов, последний вышел после смерти лидера группы.
Цой снялся в восьми кинофильмах. После исполнения роли Моро в фильме «Игла» журнал «Советский экран» назвал Цоя лучшим актёром 1989 года.
В начале восьмидесятых годов, Цой путешествовал в кругу Георгия Гурьянова, Тимура Новикова и Олега Котельникова, активно участвовал в коллективных выставках «Новых художников» после 1984-го. Эти художники черпали свое вдохновение из американского поп-арта и созданий французского коллектива Figuration Libre, его экспозиции привлекали таких известных мастеров, как Кит Харинг и Жан-Мишель Баския. Десять работ Виктора Цоя успешно выставлялись на экспозиции объединения в 1988 году в Нью-Йорке. Последней картиной художника стала поистине пророческая «Дорога»…
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Согласно официальной версии гибели, он заснул за рулём. Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда и никогда не был забыт.
Смерть Виктора Цоя – трагичная и внезапная – вызвала небывалый взлет его популярности и интереса ко всему, чем жил кумир поколения. “Цой жив!”- лозунг на все времена. Творчество его – пронзительно талантливое и многогранное – с годами не утратило значимости. Его песня “Перемен” стала настоящим признанным гимном эпохи. Состоялось и признание его художественного таланта.