+7 926 220-16-83
Узнаваемый стиль Калинина совершенно по-особенному проявился в нашем лоте. Калинин эротоман, он любил и умел прекрасно реалистично писать женское тело. Но в подавляющем большинстве случаев он пишет женщин с юмором, стилизуя и делая частью своего калейдоскопа, фантасмагории – не в его жанре простое любование Венерой. Калинин – иронический человек.
Так и здесь.
Женское тело в общем ритме и тоне звучит на картине, словно саксофон в тихом полумраке. Это символ соблазнения и запрета, но соблазняет девица не зрителя, а своих соседей по холсту. Храм Василия блаженного задает пестроту пряничного домика всей картине, словно в рифму этому декору появляется пестрый петух.
Неофициальные советские живописцы в своё время явственно разделились на “жрецов” и “юродивых”. “Первые видели в своей работе служение и священнодействие. Они ссылались на давно известные идеи и гипотезы, имеющие хождение среди людей искусства: космические энергии, силы подсознания или иные факторы, не поддающиеся манипуляциям со стороны власти и общества. (Это было очень важно: опираться на гипотезы по ту сторону манипуляций.)… Другой вариант (или другая линия) неофициального искусства в позднесоветское время – это житейское поведение и живописное творчество в ключе шутовского, карнавального юродства. Большинство картин и графических работ Вячеслава Калинина изображает увеселения и развлечения «человека играющего». Даже в тех случаях, когда изображены сновидения, фантастические события, философские аллегории и религиозные сюжеты, они «перекодируются» в стилистику отчаянного иррационального разгула. Такая интенсивная гульба, такое вечное празднование непонятно чего (и всегда на разрыв аорты) отчетливо указывает на то, что молодой Калинин, обитатель неофициального измерения московской художественной жизни, выбрал именно оргиастическую линию в тогдашнем искусстве.
Русское буйство, описанное у Пушкина и Гоголя, Достоевского и Розанова, и отозвавшееся в стихах Есенина, указывает на альтернативные ценности бытия взамен проваленных и опозоренных смыслов русской жизни. Суть оргиастической философии в том и состоит, что материя свободна и хаос первичен, сколько бы ни было на нашу голову героев и мудрецов, учений и проповедей, профессоров и партийных вождей. Бурлит и играет первоматерия.” – пишет русский искусствовед Александр Якимович.
Вячеслав Васильевич Калинин
1939, Москва – 2022, Лос-Анджелес
Живописец,
Значимый представитель московского нонконформизма, радовал нас своими новыми работами до прошлого года. Художника не стало в возрасте восьмидесяти трёх лет. В 2008 году провели персональную выставку живописи и графики Калинина в Третьяковской галерее.
В 1960-х Вячеслав Калинин, который изначально обучался на краснодеревщика, бросил профессию и поступил в училище Васнецова. Скоро оказавшись в мастерской Оскара Рабина он встретил художников Лианозовской школы – Евгения Кропивницкого, Василия Ситникова, Владимира Яковлева, а затем и Анатолия Зверева с коллекционером Георгием Костаки. С этого момента он становится свидетелем и участником практически всех важных событий в московском неофициальном искусстве.
Начиная примерно с 1967 года, работы Калинина регулярно принимали участие в выставках за рубежом и в России, включая Италию, ФРГ и Швейцарию. В 1970-е годы, когда экономика находилась в застое и доминировал соцреализм, художник вступил в известное объединение “двадцатки” – группу нонконформистских художников, организованную при Горкоме художников-графиков (Малая Грузинская, 28).