Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 57
ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934-1998) Голубой цветок в пейзаже 1969 Бумага, гуашь. 42,9 х 30,4
1969
Голубой цветок в пейзаже
Бумага, гуашь. 42,9 х 30,4
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Валерия Силаева

Судьба Владимира Яковлева трагична и в этом смысле его работы —это символы, отражения души. Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь.
Образы с картин Владимира Яковлева предельно обобщены и просты, но динамичны и выразительны. Художник осознанно упрощал изображение, чтобы убрать все лишнее и оставить только суть — в этом один из принципов его метода. Его цветы — не натюрморт, а рыба — не анимализм. Перед нами не цветок или рыба, а обобщённый образ цветка или рыбы.
Неординарность таланта художника и стоический его характер сделали его звездой среди московской интеллигенции 1970-х – 1980-х и одной из ключевых фигур московской неофициальной сцены. Цветок – пожалуй, визитная карточка художника, самый частоупотребимый образ в наследии Яковлева наряду с котом, поймавшим голубя, рыбами, парусниками. Аналогичные цветы гуашью хранятся в стенах Третьяковской галереи.
биография
ЯКОВЛЕВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ
1934, Балахна — 1998, Москва
Живописец, график.
Владимир Яковлев происходил из интеллигентной семьи, его дед, Михаил Яковлев, был художником. Системного художественного образования он не получил, но в 1950-х годах работал ретушером в издательстве “Искусство” в Москве, а впоследствии посещал уроки известного художника-нонконформиста Василия Ситникова. Общение с кругом художников “другого искусства” сформировало творческие установки Яковлева. Решающим импульсом для постоянных занятий живописью стало посещение им международных выставок во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году в Москве. С конца 1950-х годов Яковлев пробует себя в абстрактном искусстве, но обретает свой стиль в небольших фигуративных композициях, исполненных, как правило, гуашью. Круг их сюжетов прост и непритязателен: цветы и люди, реже – изображения животных, пейзажи. Покоряет эмоциональная сила, вложенная художником в их цветовой строй, пронзительность контрастов, позволяющих передать и лирическое, и драматическое начало в едином образе. “Примитивность” искусства Яковлева укоренена отнюдь не в плохом владении приемами академического рисования, а в желании обнаружить в предмете его духовный стержень, возвести предмет к знаку. Обостренному видению художника способствовало его неуравновешенное душевное состояние. Яковлев был как будто физически несовместим с гнетущей социальной природой советского строя. С 1945 года он наблюдался и периодически лежал в разных психиатрических лечебницах, а после смерти матери в 1983 году поселился в психо-неврологическом интернате. При этом художник быстро терял зрение, которое удалось частично восстановить только в 1990-х годах. Удивительным образом появление его лучших работ было связано с почти полной слепотой художника. По сути, Яковлевым был явлен уникальный пример высокого, проникновенного искусства, возросшего из личного аутсайдерства.