+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Игнатова Н.С., Кузьмичева Л.А.; 26 апреля 2024 г.)
Василий Дмитриевич Поленов, мастер пленэрного этюда, в своём небольшом по размеру «Морском пейзаже» умело передаёт волшебство солнечного дня, играющего светом и тенью. Его работа захватывает дух, как только взгляд скользит по насыщенным оттенкам синего, голубого и оранжевого, которые, словно волшебные мазки, оживляют холст.
Скалы, занимающие большую часть пространства этюда, словно становятся рамой, в которой, подобно драгоценному камню, сверкает полоска моря. Эта глубина синевы, насыщенная и загадочная, манит к себе, напоминая о бесконечности и таинственности стихии. В центре этого морского великолепия, как символ свободы и приключений, белеет парусник. Он – акцент, привлекающий внимание и добавляющий картине динамику. Парусник словно зовет нас в путешествие по морским просторам, где ветер наполняет паруса, а волны играют с бортами.
И, наконец, мастер добавляет в воду пару ярких малиново-красных бликов, которые, как вспышки радости, оживляют картину. Эти блики создают эффект живого движения, подчеркивая свежесть и мгновенность момента.
В одном из писем Поленов называет запечатленные им в 1882 году Восток, Тивериаду, Назарет «этюдами солнца». Главная интригующая задача поленовских этюдов конца рубежа XIX-XX веков — это не характерный для более раннего творчества художника серо-голубой воздух, а солнце. В этих этюдах он целиком отошел от прежней сдержанной гаммы. Прекрасно чувствуя солнце, Поленов делает свои зарисовки крупными планами, гармонично чередуя лиловые оттенки с ярким солнечным светом.
По словам Н. В. Поленовой, Василий Дмитриевич «считал, что только в маленьком этюде можно поймать момент освещения, времени дня». (Поленова Н.В. Технология живописи Поленова. Каталог выставки. М., 1994. с. 30). Поленов писал такие «крохи» в разные периоды творчества, привозил из поездок и наклеивал на картон, заказанный у рамовщика Грабье. Эти маленькие работы, сделанные быстро, на ходу, возможно, как раз в силу небольших размеров, всегда выходили из поля зрения исследователей. Между тем, многие этюды Поленова необычайно точно фиксируют мимолетное впечатление света и цвета. Их отличает сила красочного единства, свободное дыхание цветового пятна, открытость динамичных движений кисти.
«Морской пейзаж» Поленова — небольшая красочная сюита из света и цвета, передающая настроение и ощущения солнечного дня у моря. Художник мастерски использует контрасты, чтобы подчеркнуть красоту и гармонию окружающего мира. Скалы, море, парусник и блики на воде сливаются в единую картину, полную жизни и эмоций. Этот маленький шедевр говорит с нами на языке искусства, открывая перед нами мир, полный света, цвета и бесконечных возможностей.
Поленов Василий Дмитриевич
1844, Санкт-Петербург — 1927, усадьба Борок, Тульская область
Русский живописец, один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог; мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра. Академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников. Народный художник РСФСР.
Родился в дворянской семье. Учился на физико-математическом и юридическом факультетах Петербургского университета. Одновременно занимался в Императорской Академии художеств (1863-1871). Успехи В.Д. Поленова за время учебы не раз отмечались золотыми и серебряными медалями. В качестве пенсионера АХ шесть лет работал за границей (Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим и др.).
Участвовал в сербско-черногорской и русско-турецкой войнах как доброволец и как художник при штабе наследника цесаревича Александра Александровича. Неоднократно путешествовал по Европе и Ближнему Востоку с художественными целями. Преподавал в МУЖВи3 (1882-1895). В 1892 году получил звания профессора. Участник многих всемирных и российских выставок.
Произведения В.Д. Поленова высоко ценятся коллекционерами. Его работы имеются в собрании большинства российских музеев.