+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Рыбакова Ю.В.; 28 января 2014 г.)
«Летний день. Полдень» — редкая ранняя работа Кандинского ученического периода, воплощающая его эксперименты с техникой и вдумчивое исследование цвета, который проявит себя в полную силу через несколько лет.
Работа относится ко времени обучения Кандинского в школе А. Ашбе (1896-1897) и Мюнхенской академии художеств (поступил в 1900). К этому же периоду относится основание художественного объединения «Фаланга» («Phalakanx») и знакомство Кандинского с немецкими экспрессионистами.
1898-1900-е гг. можно назвать ранней зрелостью художника, когда он еще находится под сильным влиянием неоимпрессионистических техник, но уже начинает нащупывать свой собственный путь. Работы художника этого периода — это в основном небольшие картины маслом, выполненные на пленэре. В них очевидно сильно влияние Моне с его принципами работы со светом, а также стилистические параллели с техникой Синьяка. Использование мастихина для наложения краски наполняет картину выразительностью цвета, который в своей непосредственности и простоте приближается к разрушению композиции, что говорит о движении художника в направлении абстракции.
С 1900 г. автор много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию, иногда приезжая в Москву и Одессу. Работа «Летний день. Полдень», предположительно, была написана художником в подмосковном имении Ахтырка, стоявшем на берегу реки Воря в одноимённой деревне Сергиево-Посадского района. В Мюнхенской городской галерее Лейбххаус есть работа из этой серии с точно такими же видами и колористическим решением, которая так и называется «Ахтырка – Тёмное озеро» (1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе).
Усадьба Ахтырка, построенная в начале ХХ века князем Трубецким, была единственной подмосковной усадьбой, целиком выдержанной в одном архитектурном стиле, и всегда привлекала внимание художников. Василий Кандинский несколько раз жил в Ахтырке у своих родственников Абрикосовых и, вероятно, в этот период и им и была выполнена серия работ, посвященная этому имению.
«Большую роль в это время играет “натурная” тенденция, которая развивается на протяжении всего десятилетия, постепенно приближаясь к символической. Кандинский создает большое число натурных этюдов. Чаще всего это пейзажи. Они написаны широким сочным мазком, постепенно тяготеющим к цветовой плоскости и придающим небольшим холстам все большую декоративность. (Д.В. Сарабъянов «О Кандинском». В каталоге персональной выставки В. Кандинского. Л. 1989. С. 38).
Василий Васильевич Кандинский
1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция
Российский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».
Родился в Москве 22 ноября 1866 года (4 декабря по новому стилю), в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926) — представителя старинного кяхтинского рода Кандинских.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе. Здесь Василий Кандинский окончил 3-ю гимназию, а также получил в театрально-художественном училище художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 гг. (с перерывом в 1889-1891 гг.) он учился на юридическом факультете Московского университета; на кафедре политической экономии и статистики.
Карьеру художника выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году.
В 1896 году отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи. Вошёл в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Верёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Верёвкиной. В 1898 году участвовал в выставках одесского Товарищества южнорусских художников. В октябре 1898 года выставляется впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе.
В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года. С 1900 года он много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал. В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «Нового мюнхенского художественного объединения».
В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, пишет знаменитый трактат «О духовном в искусстве», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1911 году организовал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Пауль Клее.
После начала Первой мировой войны художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. После революции 1917 года активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе.
В декабре 1921 года выехал в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году принял французское гражданство.
Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду, они хранятся в ведущих музеях России и мира.