+7 926 220-16-83
Провенанс:
семейное собрание А. А. Дейнеки
Публикация:
«Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура« M.: Издательская программа Интерpоca, 2011. С. 330, 389.
Каталог персональной выставки А.А. Дейнеки 1957 года. С. 40 (одна из четырёх работ с названием «Под душем»).
В конце 1930‑х годов Александр Дейнека увлекается идеей трёхмерного пространства в искусстве, что нашло отражение в том числе в экспериментах со скульптурой. В послевоенное время он возглавил Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ́) и кафедру скульптуры института. Некоторые работы середины 1940-х – начала 1950‑х годов, возможно, имеют отношение к учебному процессу, многие из них можно считать пластическими этюдами, в которых художник разрабатывает проблемы движения и композиционные задачи настольных однофигурных и двухфигурных скульптур. В 1948-1952 годах художник также создает большое число графических листов с зарисовками натурщиц; многие из них использовались при создании скульптур. Пристальный взгляд на скульптуру Дейнеки позволяет лучше оценить своеобразие его графики и живописи. Такие категории пластического мышления, как «фигура», «силуэт» или даже «ракурс», воплощаясь в скульптуре, обретают ещё более стройное звучание.
В этом контексте важен цикл композиций, объединённых названием «Под душем» (в каталоге работ художника №35–38), который является серией пластических этюдов, связанных с работой А.А. Дейнеки с обнажённой натурой.
Сегодня может показаться, что натурщицы А.А. Дейнеки далеки от классических идеалов красоты. Однако подход художника к изображению женского тела намного сложнее. Интерес к живой красоте обнаженной натуры усиливается у Дейнеки в процессе работы над спортивной тематикой. Художник тяготеет к определенному типу женской красоты, воплощающей гармоничные закономерности развития нового человека. Желая видеть прекрасную человеческую наготу элементом большого стиля, автор в трактовке образов пошел на укрупнение пропорций и форм, придал телам персонажей могучую стать, монументально-декоративную выразительность, архитектоническое начало, необходимое для органического включения живописного изображения.
Дейнека Александр Александрович
1899, Курск — 1969, Москва
Русский, советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Академик АХ СССР. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент Академии художеств Германской Демократической Республики. Лауреат Ленинской премии. Преподаватель, профессор.
Родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917) у А. М. Любимова и М. Р. Пестрикова. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.
Член художественных организаций: Общество станковистов (ОСТ), Ассоциация художников-графиков при Доме печати, Объединение новых видов художественного труда «Октябрь«, Ассоциация художников революционной России, Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).
Создавал как лирические, так и монументальные полотна, обращался к общественно-политическим вопросам, теме авиации. Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Иллюстрировал книги для издательств Москвы; рисовал, в том числе карикатуры, для журналов, исполнял плакаты. Участвовал в оформлении спектаклей.
В период войны жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Георгием Нисским совершил поездку на фронт под Юхнов.
Преподавал в Москве во ВХУТЕИНе, Московском полиграфическом институте, Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, в Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте.
Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других ведущих музеях бывшего СССР.