Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 79
ПИВОВАРОВ Виктор Дмитриевич
1960-1970-е гг.
«Радость. Иллюстрация к стихотворению М. Карем»
Бумага, смешанная техника
43 х 29,2 см
онлайн-торги
Описание

Работа Виктора Пивоварова «Радость» выполнена во время работы художника над сборником стихов Мориса Карема 1960-1970-е гг., который так и назывался «Радость» в честь одноименного стихотворения из этого сборника.
Иллюстрация к стихотворению Мориса Карема «Радость» представляет собой яркий пример уникального стиля Виктора Пивоварова, в котором детская непосредственность переплетается со сложными концептуальными идеями. Работа отражает характерный для московского романтического концептуализма интерес к метафоре, сну и игре, приглашая зрителя к разгадыванию личных ребусов.
Композиция «Радости» построена на многослойном повествовании, словно перенося зрителя в сказочный мир, полный аллегорий и символов. Художник почти дословно изображает все то, о чем повествует стихотворение: здесь мы видим и аллегорическую фигуру Радости, которая бежит по дорожке, и распахнутые этой Радостью окошки, и клён, который радуется, что он силён, потому что держит радугу на ветках. Видим и радостных зайцев, которые спугнули волка, и новые шишки на ёлке. И лошадей, которых разбудили радостные дети…
Интересно отметить, что иллюстрация богата деталями, которые не вошли в окончательную печатную версию книги. Например, зайцы и шишки на ёлке отсутствуют в издании 1970 года. Это подчеркивает важность изучения ранних работ Пивоварова для понимания его творческого метода и эволюции стиля. Упрощение рисунка в печатной версии, возможно, было связано с ограничениями издательства или желанием адаптировать иллюстрацию для детского восприятия.
Насыщенная цветовая палитра и динамичная композиция создают ощущение праздника и всеобщего ликования. Желтый фон, словно залитый солнечным светом, доминирует на иллюстрации, символизируя саму радость, о которой говорится в стихотворении.
Интересно отметить, что иллюстрация содержит элементы, характерные для творчества Пивоварова. Например, одноколесный велосипед, на котором парит Радость, — частый мотив в его работах, символизирующий баланс и гармонию. Городской пейзаж, изображенный в нижней части иллюстрации, напоминает сказочный город из детских снов. Присутствие поезда добавляет иллюстрации элемент путешествия и поиска.
Работа «Радость» демонстрирует мастерство Пивоварова в создании многослойных образов, доступных для разных уровней интерпретации. Дети видят в ней сказочный мир, а взрослые могут разгадывать скрытые смыслы и аллегории, размышляя о сущности радости, свободы и творчества. Использование ярких цветов, простых форм и динамичной композиции делает иллюстрацию привлекательной и запоминающейся. Она служит наглядным примером того, как Пивоваров превращает детскую иллюстрацию в поле для философских размышлений и художественной игры. Этот подход впоследствии найдет свое развитие в жанре «альбома», который Пивоваров вместе с Ильей Кабаковым будет развивать в 1970-е годы.

биография

Виктор Дмитриевич Пивоваров
1937, Москва
Советский и чешский художник, представитель «неофициального» искусства, один из основоположников московского концептуализма.

В 1951-1957 годах учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, после чего неудачно пытался поступить в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. В 1957-1962 годах учился в Московском полиграфическом институте, где познакомился с Павлом Кориным, учеником которого стал. Однако вскоре их творческие контакты прервались. В 1963 году познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой. Вместе они выпускали детские книги. В издательстве «Детская литература» Пивоваров познакомился с представителями «Лианозовской группы» — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, а через них — с Овсеем Дризом и Ильёй Кабаковым. В 1967 году благодаря Давиду Когану получил собственную мастерскую и впервые обратился к живописи: в том же году выполнил серию монотипий «Искушение Св. Антония».
В 1982 году эмигрировал в Чехословакию, поселился в Праге. В мае 1989 года, за полгода до Бархатной революции, открылась большая ретроспективная выставка Пивоварова в Высочанах.

Работы Виктора Пивоварова хранятся в российских музеях современного искусства и ведущих частных коллекциях.