+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Мунтян Т.Н. (12.07.2012)
Кубок со съемной крышкой представляет собой выразительный и редкий образец произведений прославленной фирмы К. Фаберже, Поставщика Высочайшего Двора. Кубок выполнен, судя по клеймам, в период между 1899 и 1908 гг. в московском отделении фирмы К.Фаберже, основанном в 1887 году. Кубки, особенно столь репрезентативные, единичны в наследии фирмы, что делает их невероятно редкими.
Данный кубок является ярким образцом изделий в оригинальном русском стиле конца ХХ – начала ХХ столетия. Художники и мастера фирмы, создавший данный предмет, стремились не копировать образцы древнерусского искусства, а вдохновляться ими, передавать впечатление от “старинного… сказочного прошлого”.
Предмет выполнен в сложных, многообразных техниках чеканки, выпиловки, гравировки, монтировки и живописной эмали. Главным средством художественной выразительности предмета является накладной герб, декорированный полихромной эмалью, являющийся и смысловым центром произведения. Герб принадлежит княжескому роду Долгоруких, среди которых были видные государственные деятели, полководцы и литераторы. Предмет, явно сделанный фирмой К.Фаберже по специальному заказу, был либо подарен кому-либо из Долгоруких, либо приобретен им самим для подношения по случаю важного события.
Фабрика Фаберже
Московская фабрика Фаберже с серебряным цехом в составе заработала в полную силу около 1890 года. На ней делали культовые предметы, столовые приборы, серебряную утварь, драгоценную галантерею и ювелирные украшения. Серебряное производство в древней столице, было “много обширнее и лучше поставлено””, чем в Петербурге. По свидетельству старшего мастера фирмы Ф. П. Бирбаума, после 1900 года все крупные серябраные работы выполнялись в Москве. Среди разнообразных изделий из серебра преобладали утилитарные предметы — оправы для графинов и ваз для фруктов, сервизы, столовое серебро, галантерея.
Главное, что отличало московскую продукции от санкт-петербургской, по мнению главного художника фирмы Франца Петровича Бирбаума, — это “преобладание русского народного стиля”. Главными изделиями этого рода он считал предметы в формах средневековой русской утвари: братины, жбаны, ковши, ларцы, — которые служили, как правило, дипломатическими подношениями, призами и подарками по случаю различного рода юбилеев, памятных событий и соревнований. Поскольку эти предметы не выполняли никаких утилитарных функций, основное внимание уделялось их декоративной стороне. Мастера видоизменяли формы старинных сосудов, сочиняли фантастические орнаменты, представлявшие собой причудливый сплав мотивов, заимствованных из кустарных промыслов, древнерусского узорочья и природных наблюдений. Ф. Бирбаум считал, что для подобных изделий были характерны “свежесть замысла и отсутствие шаблона в композициях”.