+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Елена Юрьевна Елькова, эксперт по художественным ценностям Минкульта №174, кандидат искусствоведения
Данная композиция является наиболее известным и «официально принятым» скульптурным портретом Екатерины II в XIX веке. Но создавалась эта иконография в результате творческой работы двух выдающихся мастеров предыдущего столетия. Автором исходного портретного типа был великий русский ваятель Федот Иванович Шубин (1740-1805), один из основоположников национальной скульптурной школы, выдающийся мастер психологического портрета эпохи классицизма. Однако данная композиция восходит к этому шубинскому бюсту не прямо, а опосредованно, через модель работы Жака-Доминика Рашетта (1744-1809), франко-датского скульптора-академиста, с 1779 г. служившего в России.
Образу Екатерины II Рашетт посвятил немало своих произведений. В 1793-м он выполнил вариант композиции шубинского портрета 1783/1788 гг. создания. Бюст Рашетта был исполнен в красной глине для воспроизведения в бисквите и гипсе. Отличия композиции Рашетта от работы Шубина заключаются прежде всего в исходных размерах: модель в фарфоре уменьшена почти в два раза. Несколько изменены также общие пропорции скульптурного объема.
Определяющие черты работы Рашетта – величественный монументализм и характерная типичность, узнаваемость облика Екатерины Великой. Скульптор запечатлел мудрый высокий лоб российской императрицы, ее проницательный взгляд, исполненную достоинства и величия осанку. Атрибуты портрета соответствуют стилистике русского классицизма в период его пышного расцвета.
Выполненная для Императорского Фарфорового завода, модель Ж.-Д. Рашетта тогда же тиражировалась и в бронзе. Широко известны и более поздние бронзовые отливки бюста Екатерины II. Данный бюст мог быть отлит как в академической мастерской, так и на одном из частных бронзолитейных производств второй половины XIX века.
Это значительное произведение русской скульптуры и художественной металлообработки, связывающее воедино XVIII и XIХ столетия российской скульптурной пластики и бронзолитейного искусства. Произведение монументально и выразительно, отличается высоким качеством технического исполнения и хорошей сохранностью, обладает большой антикварной, коллекционной и художественной и ценностью.
Жак-Доминик Рашетт
1744, Монпелье, коммуна Сен-Дени, Франция — 1809, Санкт-Петербург,
Франко-датский скульптор-академист. С 1779 г. служил в России. Деятельность Рашетта на его новой родине, где он прожил около 30 лет, была чрезвычайно плодотворна и многогранна. Приглашенный в качестве модельмейстера Императорского фарфорового завода, скульптор стал фактически его художественным руководителем.
По выполненным им моделям формовалась пластика знаменитой мануфактуры и, в частности, аллегорические композиции екатерининского «Арабескового сервиза». Но малой формой пластики творчество мастера не исчерпывалось. Рашетт выступал соавтором скульптурного убранства грандиозных архитектурных ансамблей российской столицы и ее пригородов. Им созданы рельефы Зала общих собраний Правительствующего Сената, скульптура и медальоны Холодных бань Царского Села, «фонтанные статуи» Большого каскада в Петергофе, фризы и рельефы Казанского собора. Грандиозная скульптура «Екатерина – Кибела» украсила дачу канцлера Безбородко; памятник фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому был возведен в Ляличах (позже перенесен в Глухов).
Важную сторону творческой деятельности скульптора составляла портретная скульптура. Рашетт запечатлел черты промышленника Прокофия Демидова, математика Леонарда Эйлера, живописца Г. Козлова, сенатора-стихотворца Г.Р. Державина.