Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 88
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич; ГФЗ (Государственный фарфоровый завод)
Рисунок - 1925 г. Чашка с блюдцем – конец 1920-х гг.
«Жница». Рисунок и чашка с блюдцем
«Жница». Рисунок и чашка с блюдцем
Бумага, карандаш, акварель; фарфор, офортная надглазурная монохромная печать, роспись надглазурная полихромная, позолота
11,3 х 21 см; высота чашки 8 см, диаметр блюдца 16,5 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Петрова Н.С. (13.10.2007 г.)

Провенанс: из семьи наследников художника.

На рисунке справа внизу: инициалы и дата 1925. Марки ГФЗ на чашке и блюдце.

В 1925-1927 годах Сергей Чехонин работал на Государственном фарфоровом заводе; создавал новые росписи и формы изделий агитационного фарфора, который ярко отражал дух эпохи. В середине 1920-х годов С. В.Чехонин возобновил применение офортной печати в декорировании фарфоровых изделий, известной на Императорском фарфоровом заводе со второй половины 1810-х годов. Печатные изображения, как и в XIX веке, дополнительно прописывались вручную.
Рисунок «Жница» предназначался для чайно-кофейного сервиза «Снопы», который был выполнен в 1926 году на ГФЗ имени М. В. Ломоносова для советского представительства в Берлине.

биография

Сергей Васильевич Чехонин
1878, с. Лыкошино. Тверская губ. – 1936, Лёррах

Живописец, рисовальщик, художник ДПИ, иллюстратор, сценограф.
В 1896 – 1897 учился в Рисовальной школе ОПХ у Евгения Сабанеева и Яна Ционглинского, в 1897 – 1900 – в школе-мастерской Марии Тенишевой у Ильи Репина.
С конца 1900-х годов публиковал свои работы в журналах. Исполнял иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки, сам издавал журнал «Маски».
Сотрудничал с мастерскими: Саввы Мамонтова в Абрамцево (1902-1907). «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино под Петербургом и княгини Марии Тенишевой в Талашкино (1907-1914).
Участвовал в создании майоликового декора московской гостиницы «Метрополь» (1902-1909), украсил изразцами, майоликой или росписями церковь Феодоровской Божьей Матери (1911-1915), Юсуповский дворец на Мойке (1913-1915) и другие здания Петербурга.
В качестве консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия руководил мастерскими финифти в Ростове и Торжке, мебели в Кологриве, золотошвейной мастерской в Торжке (1913-1915).
Выставлялся в Союзе Русских художников (СПб, 1909) и «Мир искусства» (М., 1913; СПб, 1913, 1915 – 1917, 1918, 1922, 1924; член общества с 1912), в Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914).
После революции вошел в состав коллегии отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. Наряду с эскизами для массового агитпропа выполнил ряд особо ответственных заданий (проекты печати Совнаркома, банкнот и монет, наконец, герба РСФСР).
В качестве художественного руководителя Государственного фарфорового завода (в 1918-1923 и 1925-1927) внес решающий вклад в создание эталонов «агитационного фарфора» (тарелки и блюда с революционными лозунгами и эмблемами, а также портретами партийных вождей).
Продолжал работать как художник книги. В 1920-е – экспонировал свои работы на выставках общины художников, АХРР, «Художественный экслибрис», зарубежных выставках в Берлине, США, Токио, Флоренции и Лейпциге, в Венеции и Париже. В начале 1928 по рекомендации Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки фарфора и остался в Париже. Активно выступал как станковист и дизайнер (ювелирные изделия, эмали, сценография), но большого успеха не добился, к тому же не оправдались его надежды на сотрудничество с Национальной фарфоровой мануфактурой в Севре. В 1933-1934 получил патенты на новый способ многоцветной печати на ткани.

Произведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и многих других отечественных и зарубежных музейных собраниях.