+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Самецкая Э.Б.
Размеры:
чайник — высота 17,5 см
сахарница — высота 15,5 см
молочник — высота 15,5 см
полоскательница — высота 8,5 см
чашка — высота 6,5 см
блюдце — диаметр 14,0 см
Марка синяя подглазурная (кобальт) в виде монограммы АП.
С самого начала завод Попова выделялся среди других частных фарфоровых предприятий своей разнообразной продукцией. При этом, заслуженной славой пользовалась как пластика, так и посуда завода, особенно декоративные блюда, вазы, чайные и кофейные сервизы, отличающиеся необыкновенной декоративностью. Наибольшую известность заводу Попова принесла яркая, сочная цветочная роспись, украшавшая многие изделия, в частности, сервизы.
Сказанное в полной мере относится к представленному сервизу. Формы предметов выполнены в традициях «второго рококо» — стиля, сохранявшего популярность на протяжении практически всего ХIХ и даже начала ХХ века. Отсюда легкие, почти воздушные формы предметов, затейливые завитки на крышках предметов и их основаниях, обилие позолоты и яркие цветовые сочетания. Все собранные вместе приемы, использованные в оформлении предметов сервиза, создают ощущение не просто яркой декоративности, а праздничности и желания рассматривать каждый цветочек, изображенный на любом из предметов. Особо следует подчеркнуть, что вся роспись на изделиях завода Попова исполнялась «вручную», то есть наводилась специальной тонкой кисточкой особыми керамическими красками.
Cледует добавить высокое качество исполнения сервиза и его идеальную сохранность, не смотря на то, что он рассчитан на 12 персон. Эти качества особо поддерживают его коммерческую привлекательность. Подобные сервизы в отличном состоянии на антикварном рынке — большая редкость. Сервиз, бесспорно, представляет историко-художественное, коллекционное и музейное значение.
Фарфоровый завод А.Г. Попова
1804 — 1875
Одна из знаменитых фабрик по производству фарфора XIX века.
На рубеже XVIII–XIX вв. фарфоровое производство в России процветало, возникали частные производства, изделия которых не уступали по своим характеристикам продукции легендарного Императорского фарфорового завода.
В 1804 году в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии комиссионер знаменитой фарфоровой фабрики Гарднера Карл Мелли воздвигает собственный завод, впоследствии проданный русскому купцу А.Г. Попову. В 1811 году Алексей Гаврилович с воодушевлением принимается за работу и берет курс на широкую аудиторию потребления: на заводе налажен выпуск как эксклюзивных штучных сервизов, ваз, флаконов под заказ для высших чинов, так и «трактирной» посуды, популярной у людей с небольшим достатком. Масштаб выпуска изделий фантастический: в 1859 г. завод произвел порядка 19 000 чайников, 6 540 дюжин чашек, 1 250 дюжин блюдец. В этот период доход от фабричного производства составлял до 50 000 рублей в год.
Декор продукции соответствовал общему направлению в отечественном фарфоре того времени. Составляющими неповторимого стиля изделий стали выразительные, яркие цветочные композиции, блеск живописи, крупный рисунок, богатые краски и стройность форм.
Завод Алексея Гавриловича принимал постоянное участие в художественно-промышленных выставках, получал медали и почетные места.
В конце 1850 гг. жизненный путь Алексея Гавриловича завершился, и предприятие перешло по наследству его вдове, дочери и сыну. Однако они не смогли поддерживать фабрику на должном уровне. Завод не единожды менял владельцев, но так и не смог вернуться на прежнюю высоту. В 1875 году история завода Попова заканчивается: купец Фомичев, на правах владельца фабрики, распродает продукцию и закрывает его.