+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (Темерина О.С., Сергеева Д.В.; 14 марта 2024 г.); Nicholas Roerich Museum, New York); Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (Глебова О.С.; 18 апреля 2007 г.); Ломизе И.Е.
Публикация: F. Grant et al. Roerich. Himalaya. A monograph. New-York: Brentano’s Publishers, [1926], p.154.
Картина Николая Рериха «Крепость в Тибете» из серии «Святыни и твердыни» 1925 года переносит нас в суровый и величественный мир Тибетского нагорья. Работа была написана художником во время Центрально-азиатской экспедиции, где зарождается серия картин «Святыни и твердыни».
Путешествуя по Центральной Азии, Николай Рерих был заворожен Тибетом — землей монастырей, древних крепостей и захватывающих дух горных пейзажей. Он видел в этих сооружениях живое незримое присутствие космоса. С другой стороны, подняться на такую высоту и построить крепость требовало от человека не только мастерства, но и невероятной силы духа. Таким образом, картина символически изображает духовный путь человека и его стремление к высшему знанию. Крепость на вершине горы — это образ духовного достижения, результата упорного восхождения по пути самосовершенствования. Золотистый цвет стен святилища можно интерпретировать как символ духовного света, просветления, достижимого через устремление к Иерархии Света. Само расположение святилища на неприступной высоте подчеркивает необходимость приложить значительные усилия для достижения духовных вершин.
Как писал сам Н.К. Рерих в своем дневнике: «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на такой высоте».
Цветовая гамма картины подчеркивает суровость и мощь изображенного пейзажа. Земля написана широкими мазками коричневых и охристых оттенков, передающих текстуру горной почвы. Просторы неба над горой и святилищем символизируют бесконечность духовного мира, высшее знание, которое открывается тем, кто достигает вершины. Светлые тона неба говорят о чистоте и возвышенности духовного мира. Сама крепость, выполненная в розовато-коричневых тонах, с ярко-желтыми бликами, словно излучает внутренний свет, отражая духовную силу, которую она хранит.
Интересно, что существует сделанная художником фотография крепости Нангатсе в Тибете (Nangastse Dzong / Tibet), композиция которой практически идентична картине Рериха (Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке). Это говорит о том, что художник стремился к достоверному изображению виденного, но в то же время наполнял свои работы глубоким символизмом. «Крепость в Тибете» — застывший в живописи образ духовной стойкости, воплощение идеи о поиске истины в суровых условиях горного края.
Картина из серии «Святыни и твердыни» с изображением этой же крепости, практически полностью повторяющая композицию фотографии, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Без всякого сомнения представленная работа также имеет музейное значение, являясь важной частью наследия Николая Рериха.
Николай Константинович Рерих
1874, Санкт-Петербург — 1947, поселение Наггар, Пенджаб, Индия
Русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Академик Императорской Академии художеств. Член Союза русских художников (1903-1910). Член объединения «Мир искусства«.
Николай Рерих родился в семье петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Отец принадлежал к древнему скандинавскому роду Рерихов, представители которого, обосновавшись в России во времена Петра I. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна, — из русского псковского рода купцов Калашниковых. С юных лет Николай Рерих увлекался живописью, но отец не разделял его любви к искусству и настоял, чтобы тот продолжил семейное дело и стал юристом. Поэтому в 1893 году Рерих поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но также его приняли в Императорскую Академию художеств — студент совмещал учебу в двух заведениях. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1893-1897, в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1893-1897.
В ноябре 1897 года закончилось время учебы Николая Рериха в Академии художеств. Конкурсная картина «Гонец. Восстал род на род» из жизни древней славянской Руси заслужила высокую оценку и прямо с выставки была куплена Павлом Третьяковым. На втором курсе, в 1895 году, преподавателем Рериха становится Архип Куинджи. Далее художник продолжил обучение в Париже в школе Фернана Кормона в 1900-1901.
С 1902 по 1906 год был секретарем Общества поощрения художеств (ОПХ), директором Рисовальной школы ОПХ в 1906-1916. Академик и действительный член ИАХ с 1909. Член Союза русских художников (1903-1910). В 1918-1923 Рерих предпринял выставочное турне по Европе и США. Совершил две экспедиции по Индии и Центральной Азии (1924-1928). С 1928 постоянно жил в Индии.
В русский период творчества, развивая принципы Архипа Куинджи в русле символизма и модерна, Рерих создал исторические, археологические и архитектурные пейзажи, навеянные языческой культурой древних славян. Выработал авторскую манеру стилизации, работая обобщенными цветовыми пятнами, включенными в жесткий линеарный каркас. Под влиянием синтетизма Поля Гогена художник объединил декоративизм модерна с языком примитива.
Центром изучения археологических и этнографических материалов, собранных в экспедициях в 1929-1942, являлся Институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Рерихом в Нагаре совместно с сыном Юрием. С 1920-х годов художник вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР).
Работы Н. К. Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее Востока, Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, художественных музеях и частных коллекциях по всему миру.