+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Росов В.А.; 14 ноября 2024 г.)
Провенанс: первоначально собрание Н.К. Рериха.
Художественное произведение Николая Константиновича Рериха «Охота» относится к работам монгольского цикла.
В середине 1920-х годов Н. К. Рерих предпринял научно-художественную экспедицию по Центральной Азии. Он путешествовал три полных года. С сентября 1926 по апрель 1927 года художник находился в Монголии, в Улан-Баторе, на отдыхе перед длительным переходом в Тибет. Относительно продолжительное пребывание в монгольской столице позволило сосредоточиться на создании картин, от шедевров большого формата до быстрых этюдов, дающих представление об окружающих природных ландшафтах.
На картине — монгольский пейзаж с сокольничим. На переднем плане изображена фигура монгола, который присел на колени, у него в руках сокол, готовый к охоте (птица без шор). За охотником простирается пологий склон, и далее — две горных гряды, следующих одна за другой. Синеватая гамма неба с розовым оттенком перекликается с большим склоном, вобравшим в себя те же самые небесные цвета. Посредине — цепь голубых гор, слегка размытых и окутанных утренним туманом. Пейзаж создает перспективу, типичную для Н.К. Рериха, он наделен характерной цветовой гармонией.
Фигура сокольничего расположена в правом нижнем углу холста. Сокольничий и сокол смотрят друг на друга. В такой сценке заложено типичное мироощущение монголов. Для кочевников птицы, животные и природа составляют некое единство. Разговор с окружающим миром — часть жизненного уклада. В композиционном плане одинокая фигура, вписанная в пейзаж справа, является сюжетным элементом у Н.К. Рериха.
Работа имеет музейное значение.
Николай Константинович Рерих
1874, Санкт-Петербург — 1947, поселение Наггар, Пенджаб, Индия
Русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Академик Императорской Академии художеств. Член Союза русских художников (1903-1910). Член объединения «Мир искусства«.
Николай Рерих родился в семье петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Отец принадлежал к древнему скандинавскому роду Рерихов, представители которого, обосновавшись в России во времена Петра I. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна, — из русского псковского рода купцов Калашниковых. С юных лет Николай Рерих увлекался живописью, но отец не разделял его любви к искусству и настоял, чтобы тот продолжил семейное дело и стал юристом. Поэтому в 1893 году Рерих поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но также его приняли в Императорскую Академию художеств — студент совмещал учебу в двух заведениях. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1893-1897, в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1893-1897.
В ноябре 1897 года закончилось время учебы Николая Рериха в Академии художеств. Конкурсная картина «Гонец. Восстал род на род» из жизни древней славянской Руси заслужила высокую оценку и прямо с выставки была куплена Павлом Третьяковым. На втором курсе, в 1895 году, преподавателем Рериха становится Архип Куинджи. Далее художник продолжил обучение в Париже в школе Фернана Кормона в 1900-1901.
С 1902 по 1906 год был секретарем Общества поощрения художеств (ОПХ), директором Рисовальной школы ОПХ в 1906-1916. Академик и действительный член ИАХ с 1909. Член Союза русских художников (1903-1910). В 1918-1923 Рерих предпринял выставочное турне по Европе и США. Совершил две экспедиции по Индии и Центральной Азии (1924-1928). С 1928 постоянно жил в Индии.
В русский период творчества, развивая принципы Архипа Куинджи в русле символизма и модерна, Рерих создал исторические, археологические и архитектурные пейзажи, навеянные языческой культурой древних славян. Выработал авторскую манеру стилизации, работая обобщенными цветовыми пятнами, включенными в жесткий линеарный каркас. Под влиянием синтетизма Поля Гогена художник объединил декоративизм модерна с языком примитива.
Центром изучения археологических и этнографических материалов, собранных в экспедициях в 1929-1942, являлся Институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Рерихом в Нагаре совместно с сыном Юрием. С 1920-х годов художник вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР).
Работы Н. К. Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее Востока, Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, художественных музеях и частных коллекциях по всему миру.