+7 926 220-16-83
В творчестве Шишкина русская природа обыкновенное представлена величественно и мощно. Его произведения сочетают в себе аналитический подход с масштабностью и эпическим размахом видения. Шишкин не любил приблизительность в изображении природы и часами просиживал в лесу, за набросками, наблюдая. Коллеги вспоминают, как он непримиримо критиковал небрежно намалёванную кору деревьев неизвестно какой породы. “Природу должно искать во всей ее простоте. Рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы”, писал молодой Шишкин и, один среди всех коллег, мог изобразить лес таким живым и многомерным.
Летом 1891 года живописцу довелось работать на берегах Финского залива и известен ряд произведений из этого путешествия. К моменту написания этого в высшей степени сдержанного, элегантного и элегического пейзажа, Иван Шишкин пережил серьёзные удары судьбы – смерть двух подряд любимых жен, ушедших трагически рано, и двух сыновей. Художник остался с двумя дочерьми, но, по свидетельству современников, от желания сложить руки художника удержала любовь к искусству и понимание значимости своей задачи.
Природа северных берегов пейзажа аскетична, скудна. Петергофская серия Шишкина в целом – умеренная в цветовом отношении, светится созерцательностью и зрелостью эмоций. Больше половины холста нашей картины занимает облачное небо – виртуозно переданная свето-воздушная среда. На берегу у воды виднеются две фигуры. Солнце красиво подсвечивает облака, очерчивая их в яркие ореолы. Картина “Близ Петергофа” представляет редкость, как пленэрное произведение зрелого мастера, исполненное в лучших традициях русской реалистической школы.
Иван Иванович Шишкин
1832, Елабуга Вятской губернии – 1898, Санкт-Петербург
Родился в купеческой семье. С детства не выпускал из рук мел и уголь, расписывал стены домов, заборы и двери деревьями, занимался резьбой по дереву и камню.
С 1852 по 1856 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Карла Рабуса и Аполлона Мокрицкого. Там стал дружен с Василием Перовым, Василием Пукиревым, Константином Маковским. А с 1856 по 1860 год художник продолжил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) у Сократа Воробьева.
Пенсионер ИАХ (1862–1865) в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе.
Живописная манера художника находилась под сильным влиянием дюссельдорфской школы пейзажа. Весну и лето 1863 года мастер провел в горах Швейцарии, осенью приехал в Цюрих. Там он начал заниматься в мастерской пейзажиста Рудольфа Коллера, от чего, судя по всему, получил огромное удовольствие, ведь оттуда Шишкин даже отправил в Академию прошение о продлении срока командировки. За год проведенный в Швейцарии Иван Иванович также побывал в Базеле и Женеве, а в 1864 году уехал в Дюссельдорф. Его рисунки, созданные в Тевтобургском лесу, выставлялись в местном художественном музее.
В 1870-е художник стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок и много времени проводил в кругу художников “Артели”, вышедших из Академии в пору бунта четырнадцати. В 1880-е он впервые попробовал себя в пленэрной живописи, вследствие чего изменился подход мастера. В 1889 году на семнадцатой передвижной выставке Иван Иванович представил свое самое знаменитое произведение — “Утро в сосновом лесу”.
С 1865 года Шишкин – Академик Императорской Академии Художеств (ИАХ), с 1873-го – Профессор, с 1893 года – действительный член ИАХ. В 1894–1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.
Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее и других частных и музейных коллекциях в России и за рубежом.