+7 926 220-16-83
Мотив дороги и сумерек, а также композиционное и колористическое построение пейзажа имеют аналогии в графическом и живописном творчестве Исаака Левитана именно этого периода. Пейзаж написан на доске, текстура дерева красиво проступает сквозь живописный слой.
На обороте картона, вырезанного из афиши выставки Общества поощрения художеств, две надписи. В правой верхней четверти: «Этюдъ И.И.Левитана полученъ от него въ подарокъ Сер. Голоушевымъ и принесенъ имъ во даръ Ив. А.Бунину/ Голоушев 19I4 04.».
Начертание надписи аналогично с почерком Сергея Голоушева, литературного и художественного критика, близкого товарища, как Исаака Левитана, так и Ивана Бунина и считавшего, что «Бунин в области стиха такой же художник, каким является «поэт русского пейзажа» Левитан – в живописи» (газета «Курьер» No 3185).
Вторая, угасшая надпись расположена в левой нижней части картона. При спец съемке в УФ-лучах выявляется следующий текст: «Пріобретень С.Н. Говр…овс…? принесенъ имъ в дарь Н.С.Клестову». Николай Семёнович Клестов (1873-1941) литературный критик, издатель. Один из основателей «Книгоиздательства писателей в Москве» (1912-1923), в котором печатались произведения Ивана Бунина.
Исаак Ильич Левитан
1860, посад Кибарты Сувалкской губернии – 1900, Москва
Живописец, пейзажист. Мастер «пейзажа настроения», один из создателей национального русского пейзажа.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1873–1885 годах. Первыми преподавателями художника стали Василий Перов, Алексей Саврасов.
В 1875-77 годах уходят из жизни родители художника. Образ жизни 17-летнего живописца превращается практически в нищенский. Художник Михаил Нестеров вспоминал годы ученичества сокурсника так: “На редкость красивый, язычный мальчик еврей… сильно нуждался, про него ходило в школе множество полуфантастических рассказов… Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого старого дома Юшкова… Вот здесь-то юный Левитан оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе”.
Несмотря на беды, успехи в живописи сопутствовали молодому студенту. В конце 1870-х Левитан много раз взял медали за рисунки и живопись. Благодаря таланту и труду, художник регулярно получал денежные пособия, краски и художественные припасы. На четвертом курсе его рекомендовали к награждению стипендией губернатора Москвы кн. Долгорукова.
После произошедшего покушения на Александра II, царская администрация занялась выселением евреев из Москвы. В 1879 году Исааку Левитану почти 20, он покинул город и некоторое время жил с семьей сестры в подмосковной Салтыковской местности, откуда ходил в училище пешком. Затем он переехал в Останкино, также расположенное за чертой города. Несмотря на крайнюю нужду и сомнительные жилищные условия, Левитан продолжал писать и показал на ученической выставке 1880 года картину “Осенний день. Сокольники”. Эта работа получила хвалебные отзывы и была приобретена Павлом Третьяковым. Коллекционер впоследствии стал одним из основных покупателей картин мастера.
С 1882 года пейзажный класс училища возглавил Василий Поленов. Влияние его пейзажей определило характер работ молодого поколения, сверстников Левитана. К 1884 году Левитан перестал посещать классы училища, но два года спустя получил диплом неклассного (свободного) художника. С 1884-го он начал участвовать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Примерно в то же время Левитан стал участвовать и в рисовальных вечерах и так называемых “акварельных утрах” в доме Поленова, сблизился с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского художественного кружка, стал дружен с семьей Антона Чехова.
В 1886 году художник получил значительный гонорар за работу над декорациями для спектакля “Русалка” Александра Даргомыжского. На эти деньги он совершил поездку в Крым. В начале 1887 года крымские этюды художника экспонировались на Периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), где имели успех и были раскуплены в первые дни. Михаил Нестеров писал, что до появления крымских пейзажей Исаака Левитана “никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты южного берега Крыма”.
В 1889-1890 годах живописец впервые отправился в западную Европу, чтобы посетить Всемирную выставку в Париже. Во Франции и Италии Левитан написал целый ряд пейзажей.
1890-е годы стали временем расцвета творчества Левитана, временем его широкого признания со стороны ценителей искусства. С 1891 года он – член ТПХВ. Меценат Сергей Морозов выделил ему мастерскую. Тем не менее, выселения евреев из Москвы продолжились и уже в 1892 году, несмотря на протесты художественной общественности, Левитану пришлось уехать и некоторое время жить в Тверской и Владимирской губерниях. В отъезде Левитан работал над так называемым “драматическим циклом”, в который вошло, пожалуй, самое известное произведение художника – “Над вечным покоем”. Эта картина была создана в 1894 году и стала кульминацией творчества Исаака Ильича.
Наряду с лирическими образами в творчестве Левитана развивалась и эпическая линия. В 1896 году, после поездки на север России и Финляндию, он написал ряд картин, изображавших развалины древних крепостей и хмурые морские пейзажи. В том же году живописец вторично перенес тиф, который усилил прежние болезни сердца Левитана.
В начале марта в одном из писем Чехова появились строки: “Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует… Художник Левитан… по видимому, скоро умрет, у него расширение аорты”. Исаак Ильич относился к своей болезни мужественно и продолжал писать, экспонировать работы на многих выставках в России и за рубежом, а с 1898 года, после получения звания академика, начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества и участвовать в выставках “Мира искусства”.
Член и экспонент объединения Мюнхенский Сецессион с 1897-го, художник испытал влияние импрессионизма и обращался к образам символизма и языку стиля модерн.
Произведения великого мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля, частных коллекциях в России и за рубежом.