+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Экспертное заключение: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (Игнатова В.С.; 3 апреля 2012).
«Этюд женской фигуры» Ильи Репина — захватывающий пример мастерства художника. Всего несколькими точными мазками автор передает характер и настроение молодой женщины, стоящей в профиль, слегка подбоченясь. Её дерзкая поза, розоватая блузка, алые губы, задорный хохолок, курносый нос и небрежно собранные волосы с торчащей шпилькой создают образ необычайно живой и задорной натуры. Выставленная вперед нога и руки на бедрах усиливают впечатление вызова, словно она безмолвно спрашивает: «Ну и…?»
В своих женских портретах Репин стремился передать глубинные, сложные чувства женщины, создавая индивидуальные, полные открытости и обаяния образы. Он мастерски передавал движение и мимику, связывая каждую черту лица, каждый поворот головы с общим душевным состоянием модели. Динамика и экспрессия формы — ключевые элементы его портретов. Цвет, пластика, ритм, силуэт, линейная и пространственная композиции — все работает на раскрытие внутреннего мира человека.
Этот этюд — не просто зарисовка, а мгновенный снимок личности, запечатленный виртуозной техникой художника. Минимум деталей — максимум выразительности. Именно эта способность улавливать и передавать суть делает Репина одним из величайших портретистов своего времени. Конец XIX века — период расцвета его таланта, когда он достиг вершины мастерства, наполняя жизнью и смыслом каждую линию, каждый штрих на холсте.
Этюды и наброски И.Е. Репина — драгоценная часть его художественного наследия. Проникнутые живым дыханием времени, отмеченные меткой наблюдательностью, они замечательны также самим языком рисунка или живописного мазка, безукоризненно точным, свободным, гибким.
Работа имеет музейное значение.
Илья Ефимович Репин
1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия
Русский живописец и рисовальщик, писатель и педагог. Академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников. Один из самых влиятельных и разноплановых художников пореформенной эпохи, ключевая фигура реалистической школы. Педагог.
Родился в семье военного поселенца. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге в 1863–1864 годах у Рудольфа Жуковского и Ивана Крамского, а также в Императорской Академии художеств (ИАХ) с 1864 по 1871-й. Пенсионер ИАХ в Италии и Франции с 1873 по 1876 год. Академик ИАХ с 1876-го. Преподавал в Высшем художественном училище при ИАХ, а также в частной художественной студии княгини Марии Тенишевой в Санкт-Петербурге. Как педагог воспитал целую плеяду прославленных художников: Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин, В. А. Серов.
Жил в Москве, Санкт-Петербурге, поселке Куоккала в Финляндии. Совершал многочисленные поездки по России, Украине, странам Западной Европы. Был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Автор книги мемуаров “Далекое – близкое”.
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля, частных коллекциях в России и за рубежом.