+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Геращенко И.В., Чайкина Ю.В.; 16 июля 2015 г.)
«Древнерусский воин» — это портрет, выполненный Иваном Семеновичем Куликовым в его характерной живописной манере. Куликов, словно волшебник, переносит нас в далекое прошлое, позволяя заглянуть в глаза защитника русской земли. Работа сочетает в себе предельную точность изображения с сочной, почти импрессионистической стилистикой. Колорит сдержан, но не лишен яркости, он будто приглушен временем, но сохранил отблески былой славы. Художник мастерски владеет цветом, создавая колористическую свежесть, которая оживляет образ воина.
Композиция, как и в работах великого учителя художника И. Репина, проста и уравновешена. Взгляд зрителя фокусируется на фигуре воина, облаченного в кольчугу и шлем, украшенный перьями. Куликов мастерски вплетает свою модель в исторический контекст. Круглый щит в его руках — символ защиты и стойкости. В карих глазах читается спокойная уверенность и готовность к бою, а легкая улыбка на губах придает образу человечность и теплоту. Фон картины, изображающий размытый пейзаж, лишь подчеркивает центральную фигуру, не отвлекая от нее внимания. Художник не стремится к детальной прорисовке фона, оставляя зрителю пространство для воображения и размышлений о том времени, которое отделяет нас от этого отважного воина.
Конец XIX века в России ознаменовался мощным всплеском национальной русской идеи, захватившей умы творческой интеллигенции. Отказ от «европеизма» в пользу «новой национальной идеи», которая стала соотноситься с государственной в годы правления Николая I захватил умы русской интеллигенции. «Народное», «национальное» перестало рассматриваться как второстепенное по отношению к общечеловеческому. «Национальное» оказалось единственно возможной формой общечеловеческого. Новая Россия стала мыслить себя не в противопоставлении Древней Руси, а как ее прямое продолжение.
Картина Ивана Куликова – это не просто исторический портрет, это своего рода гимн силе и мужеству русского народа, его стойкости и непоколебимости. Художник сумел передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя, его характер и душевный строй. Она совершенно по-новому звучит в контексте «неорусского» стиля, ставшего отражением национального возрождения в русской культуре конца XIX – начала XX века. И хотя имя Куликова не так известно, как имена его более знаменитых современников, его творчество заслуживает самого пристального внимания и изучения. Ведь в нём запечатлена не только история России, но и её душа.
Иван Семенович Куликов
1875, Муром — 1941, Муром
Русский и советский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен. Академик живописи Императорской академии художеств.
Родился в крестьянской семье города Мурома, Владимирской губ. Брал уроки рисования (1891) у известного жанриста А.И. Морозова, жившего в Муроме. Учился в Рисовальной школе Обществ поошрения художников (1893-1896) у крупного живописца академического направления Э.К. Липгарта. Занимался в Высшем художественном училище Академии художеств (1896-1902) у В.Е. Маковского и И.Е. Репина. В 1901-1902 вместе с Б.М. Кустодиевым помогал Репину в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». В 1902 получил от АХ звание художника и право пенсионерской поездки за границу. В качестве пенсионера в 1902-1904 посетил Германию, Францию, Италию. Выезжал за границу и в последующие годы. В 1915 удостоен звания академика. Жил в Муроме. Организовал в Муроме Музей местного края, передав в него коллекции народного костюма, произведений прикладного искусства и собственные картины.
И.С. Куликов работал в жанрах портретной живописи, бытовой и исторической картины.
Произведения И.С. Куликова хранятся в ГТГ, ГРМ, во многих музеях России.