+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Махотина А.А.; 24 июня 2016 г.)
Картина Мстислава Фармаковского «Чтение священного писания» (1902 г.) — завораживающее полотно, пронизанное тонким психологизмом. Художник создал работу в 1902 году, вернувшись в Одессу после обучения в Дюссельдорфской Академии художеств. Несмотря на свою необычность в контексте дальнейшего творчества художника, работа отражает некоторые характерные черты живописной манеры Фармаковского.
Центральное место в композиции занимает сцена чтения священного текста. Женщина в черном покрывале, возможно, монахиня или глава старообрядческой общины, сосредоточенно читает старинное Евангелие, ее лицо частично скрыто, что усиливает таинственность момента. Рядом с ней — две молодые женщины, одетые в традиционные костюмы, богато украшенные вышивкой и мехом. Художник скрупулёзно воссоздаёт все богатство и колорит южнорусских одеяний. Фигура инока с четками, отрешенно глядящего куда-то вдаль, заставляет зрителя додумывать и достраивать контекст, недосказанный художником: возможно, здесь сестры прощаются с братом, уходящим навсегда в черноризцы, или невеста отпускает жениха на одинокое странствие инока. Выражения лиц главных героев полны внимания, благоговения и даже какой-то слегка пугающей фанатичности. Художник мастерски передает чувства и эмоции своих героев, используя тонкие нюансы цвета и света. Тут поневоле вспоминаются персонажи Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» с их ярким колоритом, фантастичностью и какой-то особенной южнорусской религиозностью. «Чтение священного писания» — работа, в которой художник виртуозно использует язык живописи для передачи сложных духовных и эмоциональных переживаний. Работа является ценным дополнением к наследию художника эпохи «серебряного века» и отражает его уникальный художественный почерк и глубокое понимание человеческой души.
Интересно, что спустя всего 4 года после написания работы, в октябре 1906 года Фармаковский познакомился с Николаем Гумилёвым. Их дружба переросла в совместную работу над художественным журналом «Sirius», издававшимся в 1907 году в Париже. Н. Гумилев писал о творчестве Фармаковского в те годы: «Всякий, кто впервые войдёт в ателье Фармаковского и хотя бы даже рассеянно взглянет на его рисунки, испытает странное чувство. Ему покажется, что не на холсте или бумаге, а в его собственном мозгу возникли эти невиданные пейзажи, с деревьями и цветами, похожими на грёзы… Эти образы, странные, почти нелепые, но нарисованные с той страшной реальностью, которая пугает больше всякой фантастичности … Все эти картины скрывают какой-нибудь декоративный фокус, искусно, спрятанный и потому особенно ценный. Эта вторая половина творчества Фармаковского доказывает, что если он и вызывает нечистых чудовищ, то умеет побороться с ними и победить их, и выйти к немыслимо ярким цветам другого берега…И мечом ему служит могучая техника!..» [Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа)»].
Фармаковский Мстислав Владимирович
1873, Вятка — 1946, Ленинград
Живописец, график, дизайнер. Археолог. Автор трудов по реставрации и консервации художественных произведений. Доктор исторических наук, профессор.
Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе, Одесском училище и в Дюссельдорфской Академии художеств у Э. фон Гебхардта. В 1903 – 1918 (с перерывами) экспонировал произведения на периодических выставках Товарищества южнорусских художников. В 1906-1908 в Париже и в Германии изучал техники витража, фарфора, росписей тканей. Член национального общества изобразительных искусств (Париж, 1900-е). Экспонировал произведения на Весенних выставках в залах Императорской Академии художеств, Весеннего и Осеннего Салонов в Париже. Редактор и издатель сатирического журнала «Звон» (Одесса), в 1909 совместно и Н.С. Гумилевым н А.И. Божеряновым в Париже издавал журнал «Сириус». В 1907 и 1908 получил три первые премии на Международных конкурсах по декоративно-прикладному искусству в Париже. Главный хранитель Государственного Русского музея с 1941. В 1931-1934 репрессирован и выслан в Ярославль, где работал в Краеведческом музее.
Произведения представлены в музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее и др.