+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр Художественной Экспертизы имени И. Е. Репина (Горячева Т.П.; 20 октября 2024 г.); Государственный Русский музей (Климов П.Ю., Шилова Е.В., Петрова В.Н.; 28.01.2005)
На полотне Ивана Творожникова «Вербное воскресенье» перед нами предстает пожилая крестьянка, погруженная в молитву во время праздничного богослужения. В натруженных руках, привыкших к тяжелой мотыге, она бережно держит хрупкие веточки вербы — символ спасения и надежды. Скромный, но праздничный наряд крестьянки, выписанный художником с любовью к деталям, служит ярким примером традиционного русского костюма XIX века.
В образе крестьянки мы видим одновременно и молитвенное переживание предстоящей крестной смерти Спасителя, и предчувствие радости Его воскресения.
Как точно описал это состояние писатель Иван Шмелёв: «Нигде сейчас не найтись цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то? А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное, — Осанна. Вот она с нами и воспоет завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный будем» [Иван Шмелёв. Лето Господне].
Этот внутренний свет, свет Осанны, исходящий от простой русской женщины, художник передает очень точными и тонкими живописными приёмами. Невидимый источник света словно окутывает её фигуру, создавая атмосферу духовной гармонии и предчувствия чуда. В образе крестьянки отражается вся внутренняя духовная жизнь народа, его огромная вера и надежда на спасение.
Так глубоко и самобытно преломляется в творчестве Ивана Творожникова новая национальная русская идея, которая в годы правления Николая I стала соотноситься с государственной и захватила многие выдающиеся умы русской интеллигенции. «Народное», «национальное» перестало рассматриваться как второстепенное по отношению к общечеловеческому. «Национальное» оказалось единственно возможной формой общечеловеческого. Новая Россия стала мыслить себя не в противопоставлении Древней Руси, а как ее прямое продолжение.
Творожников Иван Иванович
1848, деревня Жуково Московской губернии — 1919, Петроград
Живописец. Академик живописи Императорской Академии художеств.
Родился в крестьянской семье. До 1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1868 совершил поездку в Италию. В 1868-1875 учился в ИАХ, сперва в качестве вольнослушающего, с 1870 — постоянного ученика в классе исторической живописи у Петра Шамшина, Богдана Виллевальде, Федора Бруни, Федора Иордана, Карла Венига, Тимофея Неффа. За период учебы награждался медалями: в 1869 — малой поощрительной за рисунок, в 1870 — большой и малой серебряными за рисунок и этюд с натуры, в 1871 — большой серебряной за этюд с натуры, в 1873 — малой золотой за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом». В 1875 за программу на большую золотую медаль «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вероники и проконсула Феста» получил звание классного художника 1-й степени без присуждения медали. Совет ИАХ ходатайствовал о предоставлении художнику пенсионерской поездки за границу с условием окончания им научного курса, однако это условие Творожников не исполнил, получив диплом об окончании Академии лишь в 1880.
Жил в Петербурге. В 1876-1878 участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве; в 1883 был удостоен золотой медали за четыре картины на темы Вселенских соборов, выполненных для Храма. Писал образа для иконостасов Исаакиевского собора в Петербурге, для церкви в Астрахани.
В 1880-х обратился к бытовому жанру. В летние месяцы работал над этюдами для жанровых картин в Тверской губернии. Принимал участие в выставках ИАХ (1870-1894, с перерывами), Общества поощрения художеств (1888), во Всемирной выставке в Чикаго (1893), Международной выставке в Венеции (1897). С 1890 — член и экспонент Санкт-Петербургского общества художников. В 1917-1918 экспонировал свои работы на 45-й выставке ТПХВ.
С 1895 (по 1918) преподавал в ИАХ, с 1897 — профессор-руководитель мастерской, в 1898–1918 — штатный профессор в натурном классе. В 1906 за известность на художественном поприще был удостоен звания академика.
Произведения Творожникова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Нижегородском художественном музее и других.